С 1 августа 2012 года Россия вводит утилизационный сбор на отечественные и иностранные автомобили – консультации и согласования с членами Таможенного союза были завершены, и депутаты Госдумы, перед уходом на каникулы, приняли соответствующий закон в третьем чтении. Для Украины это означает наступление нелегких времен.
Россия – немалый рынок и для экспорта автомобилей из Украины. По данным статистики, около трети произведенных в стране автомобилей ушли на экспорт именно в Россию. И это порядка 33 тысяч авто. При этом основными поставщиками являются Запорожский автозавод и корпорация «Богдан». Так что российский утилизационный сбор на автомобили ударит именно по этим компаниям. А в том, что обязательно ударит, сомнений нет.
Величина утилизационного сбора пока точно не определена, но по прогнозам, для новых легковых автомобилей, в зависимости от объемов двигателя, она будет в пределах 600-1400 долларов (для подержанной техники предусмотрены повышающие коэффициенты). По мнению специалистов, эта сумма должна будет закладываться в стоимость авто, что означает «прибавку» к цене бюджетных моделей на уровне 10-12%. А для этого сегмента российского рынка, на котором как раз и пытается соперничать продукция из Украины, это серьезные величины.
«Украинские заводы работают в низкобюджетном сегменте, где потребители очень чувствительны даже к небольшому повышению стоимости автомобиля. Поэтому, чтобы сохранить текущие позиции на рынке, необходимо сохранить цены на текущем уровне, в противном случае ЗАЗ и «Богдан» рискуют сократить долю на рынке минимум на треть», – цитирует Владимира Беспалова, аналитика российской инвестиционной группы ВТБ, газета «Коммерстантъ» Украина».
О том, как будет реагировать Украина на шаги российской стороны, официальной информации пока нет. Тариэл Васадзе, почетный президент корпорации «УкрАвто», лишь признал факт того, что введение утилизационного сбора на авто создает препятствие для украинских производителей.