-871x572-c-default.jpg)
Пробуждение рынка?
После тяжелейшего кризисного 2009 года прогнозы на развитие украинского рынка коммерческих автомобилей в 2010-м были как оптимистическими, так и пессимистическими. Какие же из них оправдались?
После тяжелейшего кризисного 2009 года прогнозы на развитие украинского рынка коммерческих автомобилей в 2010-м были как оптимистическими, так и пессимистическими. Какие же из них оправдались?
Украинский рынок коммерческой техники можно разделить на три сегмента: новые автомобили (импортные и отечественные), автомобили б/у (новые регистрации) и внутренние перепродажи.
В 2010 году этот рынок не слишком спешил выходить из кризисной спячки. В I, II и III кварталах уровень продаж был даже ниже, чем в соответствующие периоды 2009 года. И только в IV квартале обозначился заметный прогресс. В общем итоге за 2010 год было продано, по данным Auto-Сonsulting, 51176 грузовиков и автобусов – на 15,55% больше, чем в в 2009-м (45153).
Подобная динамика наблюдалась и в сегменте новых коммерческих автомобилей: спад в I, II и III кварталах и некоторый подъем в IV. Но одна ласточка погоды не делает. Всего за год было продано 5636 автомобилей, в то время как в 2009-м – 7131 (спад на 21%).
Примечательно, что 2010 году, если говорить о рынке новых коммерческих автомобилей, заметно изменились симпатии покупателей к машинам, произведенным в разных странах. Приятно отметить, что доля машин украинского производства увеличилась на 44,8%. Значительно возросло количество машин из Западной Европы (+33,9%), и почти на столько же упала доля нашего северного соседа (–36,46%). Утрачивают свои позиции Япония (–25,98%) и Китай (–33,56%). Зато возрос спрос на автомобили Южной Кореи (+9,87%).
Грузовые автомобили
В 2010 году продажи новых грузовиков в Украине разделялись по классам очень неравномерно. Значительную долю составили, как и прежде, легкие модели полной массой до 3,5 т.
Абсолютным лидером в этом сегменте по-прежнему остается «ГАЗ» – главным образом за счет «Газелей» и «Соболей»: по данным Auto-Consulting, всего продано 552 автомобиля.
В сегменте грузовых авто полной массой свыше 3,5 т уверенно лидируют машины тяжелого класса – КАМАЗ (584 ед.) и МАЗ (538 ед.). На третьем месте – среднетоннажники Tata (492 ед.). За ними следуют «одноклассники» Isuzu (346 ед.) и Hyundai (202 ед.).
Отечественный автопроизводитель «КрАЗ» реализовал в Украине 103 грузовика.
Развозные фургоны
Отдельно нужно сказать о легких капотных фургончиках («пирожках»), которые не вошли в приведенную выше «грузовую» статистику. Они пользуются большой популярностью и составляют значительную часть продаж у крупнейших игроков рынка.
По данным Auto-Consulting, лидирует здесь «ЗАЗ» с результатом 1525 пикапов семейства 11055 и 377 фургонов Lanos. За ним следует Fiat, обязанный своим успехом «пирожкам» Doblo (1409 ед.).
Что касается других марок, то Volkswagen продал 785 машин Caddy, Renault – 327 Kangoo и 241 Logan Van, Peugeot – 380 Partner, Сitroёn – 349 Berlingo, Ford – 223 Connect. Отдельной строкой сюда следует добавить и 1015 скандально известных автомобилей Opel Combo, закупленных при правительстве Ю. Тимошенко для сельских больниц, но, как оказалось, малопригодных для перевозки больных.
Среди легких грузовиков бескапотной компоновки продолжают пользоваться спросом российские «буханки» УАЗ (380 ед.). А из машин дальнего зарубежья лидирует JAC (308 ед.), обогнавший популярных европейских конкурентов.
![]() | ![]() |
ГАЗ-3302 | БАЗ-2215 |
Пикапы
Особое место на автомобильном рынке Украины занимают пикапы из дальнего зарубежья – полноприводные машины с двухрядными кабинами. Формально это грузовые автомобили, так как они имеют соответствующую платформу. Однако у нас их используют как легковые внедорожники. В этом плане примечательно недавнее решение о растаможке таких машин по ставкам легковых. Таможенников можно понять: эти ставки значительно выше, чем у грузовых.
Тем не менее, думается, пикапы следует относить к сегменту коммерческих. Ведь они демонстрируются на всех международных салонах коммерческих автомобилей и присутствуют во всех авторитетных зарубежных каталогах грузовиков.
На украинском рынке среди таких пикапов пока что лидируют известные японские марки: Mitsubishi L200 (реализовано 542 ед.), Nissan Navara (111 ед.), Toyota HiLux (62 ед.), Mazda BT-50 (40 ед.). Имеет шансы их догнать вышедший на рынок только прошлой осенью Volkswagen Amarok – уже продано 32 машины.
![]() | ![]() |
Mitsubishi L200 | VW Multivan |
Автобусы
В Украине в 2010 году, по данным Auto-Consulting, было продано 1607 новых автобусов. Большинство из них – машины малого класса отечественного производства. По абсолютному объему продаж лидирует «БАЗ» (609 ед.). На втором месте «ЗАЗ» – 315 ед. На третьем – «Богдан» (242 ед.). Среди импортных автобусов на первом месте «МАЗ», продавший в Украине 40 машин.
Среди реализованных у нас микроавтобусов на первом месте «ГАЗ»: 338 ед. (236 «Газелей» и 102 «Соболя»). Наиболее успешная марка дальнего зарубежья – Volkswagen: 259 ед. (семейство T5).
Продажи в 2010 г. новых грузовых автомобилей в Украине по маркам, шт.* | |
Камский автозавод | 584 |
Горьковский автомобильный завод | 552 |
Минский автомобильный завод | 538 |
Tata | 492 |
Isuzu | 346 |
JAC (Anhui Jianghuai Automobile Co.) | 308 |
Hyundai | 202 |
Mercedes-Benz | 161 |
MAN | 148 |
Volvo | 137 |
Кременчугский автозавод | 104 |
IVECO | 72 |
FAW | 66 |
Renault | 61 |
DAF | 59 |
Foton | 56 |
Прочие | 348 |
Итого | 4029 |
*По данным Auto-Consulting |
Продажи в 2010 г. новых автобусов в Украине по маркам, шт.* | |
Бориспольский автозавод | 609 |
Запорожский автозавод | 315 |
Корпорация «Богдан» | 242 |
Павловский автобусный завод | 220 |
«АнтоРус» (ХАЗ) | 74 |
Львовский автобусный завод | 54 |
Прочие | 93 |
Итого | 1607 |
*По данным Auto-Consulting |
Продажи в 2010 г. новых пикапов в Украине по маркам, шт.* | |
Mitsubishi L200 | 542 |
Nissan Navara/NP300 | 150 |
Toyota HiLux/Tundra/Tacoma | 106 |
Mazda BT-50 | 40 |
Groze Target/Fox | 36 |
Volkswagen Amarok | 32 |
Ford F-серия | 11 |
УАЗ 23632 | 10 |
Dadi Smoothing | 6 |
Прочие | 11 |
Итого | 944 |
*По данным Auto-Consulting |
Продажи в 2010 г. новых микроавтобусов в Украине по маркам, шт.* | |
Горьковский автомобильный завод «Соболь», «Газель» | 338 |
Volkswagen Multivan, Caravelle | 259 |
Ульяновский автомобильный завод | 105 |
Hyundai H1 | 67 |
Mercedes-Benz Viano, Sprinter | 42 |
Groze Polarsun | 25 |
Укравтобуспром А049 «Тур» | 20 |
Toyota HiAce | 19 |
Черниговский автозавод (мод. всех классов) | 18 |
Chevrolet Express | 10 |
Прочие | 50 |
Итого | 953 |
*По данным Auto-Consulting |