Украинских страховщиков намерены обязать быстрее осуществлять выплаты по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСАГО).
В парламент подан законопроект N3031, вносящий изменения в закон Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств, пишет «Коммерсантъ-Украина». Его автор — народный депутат Сергей Фаермарк объясняет свою инициативу незащищенностью застрахованных от безосновательных отказов в выплате со стороны страховщиков. Согласно законопроекту, в ст. 33 закона будет четко указано, что уведомлять СК о происшествии может не только участник ДТП, у которого есть договор страхования ОСАГО, но и любой участник происшествия, который «не является стороной договора ОСАГО».
Страховщики неоднозначно трактуют эту норму, указывая, что таким участником ДТП может считаться как потерпевшая сторона, которая претендует на выплату, так и водитель застрахованного автомобиля при условии, что не он лично подписывал договор страхования. Сейчас у участников ДТП есть три дня на то, чтобы уведомить страховщика о наступлении страхового случая. Но уложиться в этот срок сложнее, если виновник ДТП скрылся. Поэтому предложено начинать отсчет трех рабочих дней с момента обнаружения виновника аварии. Из ст. 36 закона будет исключена фраза о том, что СК принимает решение об осуществлении страхового возмещения «в случае признания страховщиком требований заявителя обоснованными». Вскоре СК должна будет проводить выплаты «в случае отсутствия предусмотренных законом оснований для отказа в возмещении».
Эти нормы призваны уменьшить возможности СК усложнять процесс получения возмещений потерпевшими. «Перед тем как сесть за руль, граждане обязаны заплатить большую сумму страховщику, но в случае наступления страхового события не имеют гарантий на компенсацию денежных средств потерпевшему. Получая огромные деньги от договоров ОСАГО, большинство страховщиков всеми возможными способами уклоняются от осуществления страховых выплат», — аргументирует депутат в пояснительной записке к проекту. И если сейчас предусмотрено 90 дней на принятие решения о выплате и саму выплату, то предложено, чтобы при принятии решения об отказе СК также уведомляли об этом потерпевшего в течение 90 дней. Отсутствие такого уведомления будет означать автоматическое согласие выплатить сумму возмещения.
Названы компании-страховщики, у которых не стоит покупать ОСАГО
При этом пеня за просрочку будет увеличена с нынешней двойной учетной ставки Нацбанка (14% годовых) до 1% от суммы неоплаченного в срок страхового возмещение за каждый день просрочки (то есть 365% годовых). Издание подчеркивает, что страховщики поддерживают попытки сделать процедуру выплат более прозрачной для пострадавших в ДТП, но сомневаются, что выплаты начнут производиться быстрее. «На скорость выплат эти нововведения вряд ли повлияют, так как сохранен норматив в 90 дней. Кроме того, в законе всегда имеются лазейки, которыми пользуются некоторые страховые компании для искусственного затягивания процесса выплат страховых возмещений», — считает начальник департамента урегулирования убытков по автострахованию ИНГО Украина Олег Коваленко-Кужольный.
По словам участников рынка, наиболее распространенной причиной отказа в выплате является непредоставление потерпевшей стороной всех документов по делу. «Законопроект должен сократить сроки урегулирования, если точкой отсчета считать день подачи заявления о выплате, а не дату согласования с пострадавшим размера страхового возмещения. Однако это не решит проблему, так как потерпевшие не всегда понимают разницу между уведомлением о страховом событии и заявлением о страховой компенсации, чем зачастую пользуются недобросовестные страховщики», — отмечает директор юридического департамента ПЗУ Украина Василий Зубач.
Эксперты считают, что самым действенным инструментом может стать пеня, но затягивание выплат проблемными компаниями приведет лишь к еще большему росту задолженности и будет приближать дату их банкротства. Кроме вышесказанного обратим внимание на тот факт, что украинские власти давно проявляют интерес к реформированию ОСАГО. Так, в конце июня текущего года Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) предлагала повысить лимиты ответственности за нанесение ущерба жизни и здоровью потерпевших в ДТП с нынешних 100 тыс грн до 3 млн грн. До этого повысить стоимость автострахования на 40-280%.предложило Моторное (транспортное) страховое бюро (МТСБУ) регулятору страхового рынка, чтобы не допустить ухудшения платежеспособности игроков рынка. Однако позже регулятор отклонил предложенное МТСБУ повышение стоимости автогражданки.