Правда и мифы о надежности автомобилей: подлинный авто-лидер и аутсайдер
Казалось бы, ответ на этот вопрос уже лет пятнадцать, как хорошо известен. Стойкость и неприхотливость японских авто давно стала эталоном и даже объектом зависти автопроизводителей, которым не посчастливилось иметь автобизнес в Стране Восходящего Солнца.
Японские корпорации переплюнули весь мир в умении молниеносно внедрять в производство любую повышающую привлекательность продукта и рентабельность дела инновацию. А в дисциплине труда и контроле качества им априори нет равных. Именно это делает их автолидером. Впечатления от посещения заводов Honda или Toyota незабываемы. Настоящие самураи автомобильной чести в идеально чистых цехах, плечом к плечу с футуристичными роботами-сборщиками, творят изделия, каждым узлом которых можно гордиться.
Отдельный момент, часто определявший потребительский выбор в пользу «японца» (помимо разумной цены, конечно) – это высочайшие стандарты стали, применяемые на Японских Островах. Сумасбродный климат Японии, очень влажный и изменчивый, воздух, насыщенный солеными морскими парами – все это выдвигает к местным сталеварам и специалистам по коррозии очень суровые требования. А потому не удивительно, что автомобили японских марок отлично выносят и нашу распутицу, и наши суровые зимы, и длинные межсезонья.
В общем, тот факт, что Toyota пару лет назад уверенно подвинула GM с позиции крупнейшего автопроизводителя мира, уже не кажется таким уж сенсационным, и даже напротив – все указывало на неизбежность победы японских мастеров и маркетологов в соревновании за ближайшее будущее. Кому теперь по силам тягаться с азиатскими драконами, кроме них самих?
Тем любопытнее, однако, наблюдать за статистикой поломок на дорогах, которая и отражает наиболее реальные показатели надежности различных марок автомобилей. Кто создает такую статистику? Союзы потребителей, особые аналитические компании, крупные сервисные фирмы и страховые агентства. Кому, как не им, держать руку на пульсе таких процессов? Что ж, вооружимся здравым смыслом и проведем сравнительный анализ нескольких авторитетных источников.
В этом деле полезнее любых голосований и опросов случайных людей будет опыт тех, кто знает предмет досконально, так как из года в год копается во внутренностях самых разных автомобилей. Речь о главных игроках в индустрии автосервиса и технической экспертизы.
Начнем с данных TÜV, Немецкого Общества технического контроля и надзора, самого масштабной в Германии службы, ведающей непосредственным техническим состоянием автомобилей. Через их руки ежегодно проходят не менее пяти миллионов автомобилей, которые специалисты TÜV диагностируют по 100 основным параметрам, особое внимание уделяя ржавчине на главных узлах ходовой части и кузова, состоянию тормозной системы и двигателя. А затем раз в год радуют публику результатами своих подкапотных изысканий. Так, по данным TÜV за текущий 2010 год в категории новых (2-3 года эксплуатации) автомобилей имеем следующую расширенную пятерку:
позиция | модель автомобиля | процент поломок | пробег |
1 | Porsche 911 | 1,9 | 35 |
2 | Mazda 2 | 2,4 | 32 |
3.1 | VW Golf Plus | 2,6 | 42 |
3.2 | Ford Fusion | 2,6 | 34 |
3.3 | Mazda 3 | 2,6 | 41 |
4 | Toyota Yaris | 2,7 | 33 |
5.1 | Toyota RAV4 | 2,9 | 42 |
5.2 | Mazda 5 | 2,9 | 48 |
5.3 | Subaru Forester | 2,9 | 44 |
6 | Toyota Corolla Verso | 3,0 | 47 |
Далее заглянем в ведомственную статистику службы УП «Белтехосмотр» из соседней Беларуси. Это статистика отказов при первичном прохождении государственной технической экспертизы. Учитывая сходство условий эксплуатации с родными украинскими, она будет небезынтересна. Для автомобилей возрастом 2-5 лет имеем следующие показатели:
1. BMW – 7,2%
2. AUDI/ Mercedes-Benz – 8,8%
3. Volkswagen – 10%
4. Toyota – 11%
5. Nissan/Mazda – 12,3% отказов
Другой гранд европейской автомобильной статистики, весьма уважаемый немецкий автоклуб ADAC, ведет собственный учет неисправностей. Его эвакуационные бригады принимают вызовы с дорог по всей Германии, составляя таким образом отдельную статистику моделей, которые реже всего (или чаще всего) нуждались в услугах эвакуатора. Места распределяются в соответствии с тем, насколько редко та или иная марка попадала в это неловкое положение. И если в период с 2004 по 2007 в рейтингах ADAC почти во всех категориях властвовали модели японских марок, то за последние пару лет ситуация кардинально поменялась. Теперь на вершине окопались немцы.
Так, в 2008 году верхние строки списка выглядели следующим образом:
BMW X3
Audi A2
BMW 1-Series
Mini
Mazda3
Mercedes CLK
Audi A4/S4
BMW 3-Series
Mercedes SLK
Mitsubishi Space Star
И в отдельных категориях тоже сплошные тевтонцы. Почти сплошные, с малой примесью, вроде Mazda3.
По итогам предыдущего 2009-го, ADAC распределило регалии очень похожим образом. Снова в фаворитах продукция Mercedes и BMW, в целом немцы взяли победу в шести из восьми (!) основных категорий массовых автомобилей. И лишь каким-то чудом среди SUV-ов лучшим стал кроссовер Nissan Qashqai.
Надежность же «фордов» и европейских брендов «негерманской» прописки, по мнению ADAC, резко упала. Статистика клуба по 2010 автомобильному году еще только формируется. Впрочем, не стоит забывать о специфике данного источника. Немцы довольно ревниво относятся к репутации авто собственного производства и, разумеется, далеко не всегда заказывают эвакуатор именно в ADAC.
Куда прагматичней в этом отношении американцы. Одним из наиболее влиятельных в Америке рейтинговых агентств J. D. Power & Associates недавно был опубликован очередной ежегодный рейтинг надежности автомобилей, который рассчитывается исходя из количества поломок на сотню автомобилей данной марки в год.
В прошлом 2009 году в лидерах рейтинга находились:
#1 Jaguar и Buick (122 поломки на сотню),
#2 Lexus со 126 поломками на 100 авто,
#3 следом за своим премиум-брендом шла Toyota, 129 поломок.
В первой десятке 2009 года нашлось достойное место еще для 4 японских брендов и 3 американских.
Стоит сказать, что Lexus много лет подряд признавался лучшей автомобильной маркой на рынке США по самым разным рейтингам – на счету японского флагмана не менее 12 таких ежегодных титулов. Если среди автолидеров бывают ветераны лидерства, то это о Lexus.
Текущий 2010 год по версии J. D. Power & Associates принес сюрпризы. Итак, по данным неумолимой статистики:
– 1 немецкий производитель спорт-каров и машин класса люкс – Porsche (110/100)
– 2 истинно американские фаэтоны – Lincoln (114/100)
– 3 дуэт прошлогодних лидеров – Lexus и Buick (115/100)
– 4 один из брендов GM – Mercury (121/100)
– 5 Toyota (128/100)
– 6 Honda (132/100)
Самый головокружительный трюк проделал Porsche, прыгнув с девятого места сразу на первое. В то же время один из лидеров прошедшего года, Jaguar, на этот раз скатился далеко за пределы понятия «надежное авто» с печальной статистикой в 175 поломок на сотню. При этом, цена и продолжительность ремонта машин класса Porsche и Jaguar остаются величинами постоянными.
Что еще раз убеждает нас руководствоваться здравым смыслом и долгосрочными наблюдениями, интерпретируя результаты всяческих рейтингов. Место случайности (вроде Jaguar) найдется почти всегда, а вот закономерность (вроде ежегодного присутствия в рейтинге Toyota и Honda на первых строчках) нужно уметь выявлять.
Данная тенденция подтверждается как зарубежной (Strategic Vision, Consumer Reports, Which?), так и украинской статистикой. Модели японских производителей остаются «наименее ломающимися» на протяжении многих лет наблюдений.
Специфичность украинских дорог и топлива создает иную картину реальности. В Украине, по данным пятилетней статистики национального оператора гарантийного и сервисного обслуживания «АвтоЛидер», первые места по надежности можно распределить следующим образом:
1. Honda/Lexus
2. Toyota
3. Acura
4. Mazda
5. Infinity
6. Porsche
7. Mercedes-Benz
8. BMW
Данные «АвтоЛидера», как правило, отражают поведение автомобилей с момента покупки и до 5 летнего возраста. Безусловно, что на эти параметры надежности очень влияет профессионализм в обслуживании и высокое качество комплектующих запасных частей используемых в ТО.
Напоследок сделаем еще одно весомое примечание. Кроме автолюбителей и механиков строгий учет поломкам ведут страховщики – от понимания рисков, в конце концов, зависит их хлеб. Так вот, одна из страховых компаний Британии ежегодно выпускает «оперативную наводку» для своих агентов. Отдельный бюллетень «Warranty Direct» существует специально для подержанных автомобилей. Что, как не время, выносит на поверхность все заводские сюрпризы?
Из подобного отчета за 2009 год следует, что наименьшую частоту, а значит и вероятность, страховых случаев (т.е. поломок, если человеческим языком) несут с собой автомобили марки:
1. Honda – вероятность 10,59%,
2. Mazda – 13,03%,
3. Toyota – 13,08%,
4. Subaru – 13, 92%
Такие вот ориентировки у британских страховых агентов. А теперь и у нас с вами
Только помните, что подлинная надежность, а значит и удовольствие от обладания вашим авто, на львиную долю зависит вовсе не от его марки, а от культуры эксплуатации. И в первую очередь – от компетентного и регулярного технического обслуживания, предусмотренных регламентом расходных материалов и оригинальных запасных частей. Это правило касается всех без исключения лидеров любых рейтингов. Берегите честь вашего авто смолоду – и ваш стальной конь не подведет вас в решающий момент.
Источники, использованные для написания данной статьи: Spiegel, «Немецкая волна», AUTO-Consulting, auto.newsru.com, «АвтоЛидер» avtolider.ua , abw.by. А также учитывалось мнение А. Ковалевского, независимого аналитика.