Предполагаемое Миндоходов двукратное повышение акцизов на нефтепродукты теоретически должно привести к двукратному росту «акцизных» доходов бюджета.
То есть если в прошлом году госказна получила 11 млрд грн, то в этом году — еще дополнительно 4–5 млрд грн (учитывая, что если акциз будет повышен, то доппоступления будут уже во второй половине года). Но, как отмечают эксперты, информирует zn.ua, здесь есть одно грандиозное «но». Чтобы такое повышение поступлений в бюджет произошло, следует, чтобы рынок работал в том же режиме, что и при более низком акцизе. А это очень маловероятно.
«Уменьшатся объемы реализации нефтепродуктов — автомобилисты будут затягивать пояса. Кроме того, не следует забывать, что чем выше цена топлива, тем она более привлекательна для недобросовестных участников рынка. Если сейчас они получают 200 евро прибыли с тонны бензина, то будет почти 400», — констатирует президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.
Цены на бензин тормозят: повышение акцизов пока еще не обсуждалось
За какие деньги будут ремонтировать украинские дороги?
По оценкам директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, литр бензина может подорожать на 2 грн, а дизтопливо — на 0,5 грн (в неофициальных комментариях это подтверждал и источник в Минфине). Кстати, эти прогнозы очень отличаются от ожиданий «Укравтодора» о подорожании лишь на довольно символические 10–15 копеек.
Определить, кто ближе к истине, можно путем достаточно несложных подсчетов. Акциз с тонны бензина сейчас составляет 198 евро. То есть в стоимости 1 кг топлива — «акцизных» 0,198 евро (почти 20 евроцентов). При средней плотности бензина 0,76 кг/литр на каждый литр приходится акцизная накрутка где-то 15 евроцентов, или около 1,54 грн в пересчете по нынешнему официальному курсу. То есть при двукратном повышении акциза бензин должен подорожать минимум на такую же сумму (а ведь «под шумок» розничные сети могут поднять цены еще больше).