X

Подарок к юбилею

В конце сентября известный белорусский производитель автомобильных кузовов и прицепной техники «МАЗ-Купава» отметил свой двадцатый день рождения. Чтобы узнать, как и чем живет сегодня предприятие, мы отправились в Минск, на специально организованный пресс-тур.

В конце сентября известный белорусский производитель автомобильных кузовов и прицепной техники «МАЗ-Купава» отметил свой двадцатый день рождения. Чтобы узнать, как и чем живет сегодня предприятие, мы отправились в Минск, на специально организованный пресс-тур.

В конце сентября известный белорусский производитель автомобильных кузовов и прицепной техники «МАЗ-Купава» отметил свой двадцатый день рождения. Чтобы узнать, как и чем живет сегодня предприятие, мы отправились в Минск, на специально организованный пресс-тур.

Предприятие «МАЗ-Купава» образовано в 1990 году. Первоначально оно носило название «Туртранс» и занималось выпуском автокемперов, разработанных совместно с югославской фирмой Adrea. В конце 90-х завод одним из первых на постсоветском пространстве освоил производство прицепов для выездной торговли. Эта продукция быстро завоевала популярность. Бренд «МАЗ-Купава» стал известным не только у себя на родине, но и более чем в 40 странах мира. Однако осенью 2008 года разразился глобальный финансово-экономический кризис, внесший серьезные коррективы в работу предприятия.

Важная составляющая кузовов – многослойные фанерные листы, прочно склеенные автоматизированным станком.

На головном предприятии в Минске линией изготовления ДСП-панелей управляет компьютер.

Рамы кузовов варят на заводе в Колядичах. Полуприцепы-рефрижераторы могут иметь импортное шасси – Wielton и др.

Cвежайшая разработка – передвижная АЗС на шасси тягача МЗКТ. Машина оборудована системой кругового видеонаблюдения.

Новинка для аграриев: передвижная АЗС на шасси грузовика МАЗ-MAN – c системой кругового видеонаблюдения.

Программа выживания

Предприятие «МАЗ-Купава» быстро отреагировало на обвальное падение рынка и, соответственно, спроса на свою продукцию. Чтобы сохранить производство и опытный коллектив, руководство в спешном порядке приняло программу антикризисных мер. Одним из важных ее пунктов стал прямой запрет изготовления «на склад». Это позволило сберечь оборотные средства и обойтись без банковских кредитов. Многочисленным дилерам было рекомендовано повысить дисциплину расчетов и самостоятельно финансировать сделки с заводом. В результате ни один из них не ушел с рынка – и все сохранили свой бизнес.
Не обошла стороной предприятие и программа сокращений – она коснулась каждого пятого работника. Тем не менее удалось сохранить кадровый потенциал. Сегодня на «МАЗ-Купава» не берут лишних людей. Стимулируется сверхурочная работа – введена такая система оплаты труда, когда каждый начальник цеха или подразделения заинтересован в повышении заработной платы своих подчиненных.

В результате предприятие выжило и, более того, продолжает развиваться. По итогам восьми месяцев 2010 года объем товарной продукции в сопоставимых ценах составил 118% к аналогичному периоду 2009 года. Объем производства продукции в январе–августе 2010 года – 76% к уровню восьми месяцев позапрошлого года, когда было выпущено рекордное количество техники. Ожидается, что «МАЗ-Купава» выйдет на докризисный уровень производства уже в 2011 году.

  

Качество – на высоте. Каждое собираемое на конвейере изделие имеет контрольную карту, где исполнитель расписывается за свою работу.

Разнообразные прицепы для выездной торговли по-прежнему остаются коньком минского предприятия.

Продукция «МАЗ-Купава» для туризма включает как фургоны-кемперы, так и небольшие прицепы-палатки на двоих.

Сэндвич-панели изотермических кузовов имеют экструдированный пенополистирол высокой плотности.

Новый вид продукции – передвижная баня-сауна на 8 человек. «Парилка» отделана африканским деревом, имеются душевые кабинки и биотуалет.

Одно из новых направлений – производство ремонтных летучек для обслуживания электросетей и водоканалов. Эта модель – на шасси «ГАЗ-Садко».

«МАЗ-Купава» изготавливает и спецавтомобили с краном-манипулятором, в том числе для военных.

Новые продукты

Эффективными средствами борьбы с кризисом стало освоение производства новых типов автомобильных настроек и прицепов, а также выход на новые рынки сбыта. Помимо базовых моделей – кузовов для выездной торговли, изотермических фургонов и прицепной техники, «МАЗ-Купава» выпускает и различную продукцию для индивидуальных заказчиков.
Так, для нефтяников компании «Белоруснефть» сегодня предлагается 35 типов изделий – жилые модули, передвижные столовые, душевые и даже мобильные бани. Около пятиста видов такой техники уже используется на различных месторождениях. Для «Сбербанка России» разработан передвижной пункт со встроенным банкоматом. Самая свежая разработка – передвижная АЗС для обслуживания удаленных аграрных хозяйств. Ведется разработка унифицированного автомобиля для аварийных служб водоканалов. Предприятие выполняет и военные заказы – в частности, изготавливает кузова для средств техобслуживания армейской техники. Одно из перспективных направлений «МАЗ-Купава» – производство автомобилей «скорой помощи», а также передвижных рентген-кабинетов.

Продукция предприятия поставляется во многие страны мира. Помимо России, куда уходит до 50% всех изделий, важными рынками для «МАЗ-Купава» являются Германия, Франция, Швеция, а также страны Балтии. Осуществляются поставки в Среднюю Азию, в частности, в Казахстан и Монголию. Недавно пришел заказ из Японии и Южной Кореи на выпуск машин для локализации взрывных устройств.

Что касается Украины, то «МАЗ-Купава» пока не имеет здесь своего представительства. Тем не менее предприятие активно сотрудничает с крупнейшими поставщиками автомобильной техники. В частности, это заказ на изготовление автофургонов с системой трехсторонней разгрузки для компании «Пепси», а также цистерн для перевозки воды – совместно с Карловским автомеханическим заводом.

Таким образом, предприятие «МАЗ-Купава» достойно встретило свой юбилей. И самым дорогим подарком, без преувеличения, стал выход из кризиса и рост производства.

 

Виктор Василевский Первый заместитель генерального директора ООО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава»

Сегодня очевидно, что без реализации разработанных мер пред­прия­тие не смогло бы устоять в самом сложном, 2009 году. Производство тогда упало до 70% по сравнению с уровнем 2008 года, а экспорт составил только 37% к докризисному уровню. Но это уже в прошлом, мы активно наращиваем выпуск продукции.

Юрий Гоголев
Фото автора

Редакция благодарит ООО «Агентство деловых связей» (г. Минск) за помощь в организации поездки