Почему подорожал бензин: существует ли сговор?
Простым водителям ничего другого не остается, как заправлять свои автомобили по ценам, указанным на стеллах АЗС. Сейчас в нашей стране работает более 20 топливных компаний с разными капиталами и инвестициями. Эксперты утверждают, около 30% этого рынка принадлежит одной бизнес-группе. Почти 40% – в руках 10 частных компаний. Это крупные известные фирмы, насчитывающие от 100 до 300 АЗС в сети. Еще около 30% рынка занимают независимые сети с отдельными колонками, информирует «Украинский Бизнес Ресурс».
Сергей Куюн, эксперт топливного рынка, сказал: «Все на этом рынке понимают, что это связанные компании, и все понимают, что у них скоординированная ценовая политика. Но в то же время Антимонопольный комитет Украины считает, что такого образования на рынке нет. То есть формально у них нет доказательств, что это один и тот же участник рынка».
По данным Госкомстата Украины сейчас в стране работает более 6000 АЗС. Однако большинство из них сконцентрированы в руках определенных финансовых кланов. Так, летом прошлого года одна мегакомпания решила расширить свою сеть заправок в регионах путем поглощения АЗС конкурентов. Тогда разгорелся публичный скандал, следствием которого стали судебные разбирательства. Впоследствии финансовая группа отказалась от этой идеи и стала искать другие способы увеличения своей сети.
Геннадий Рябцев, эксперт рынка топлива, говорит: «Эти компании-монополисты придерживаются одинаковой ценовой политики. Однако доказать это просто невозможно, они руководствуются договорными схемами и доказать сговор практически невозможно. Потому что у нас отсутствует понятие финансово-промышленная группа». Жертвами монополизированного рынка стали рядовые водители. Так, недавно цены на топливо выросли примерно на 70 копеек за литр. Хотя это не ускользнуло от внимания Антимонопольного комитета Украины.
Татьяна Кулишова, и.о. директора департамента расследования в топливно-энергетическом комплексе АМКУ, заявила: «Одновременное поднятие цен на одинаковые величины на абсолютном большинстве АЗС Украины может быть вызвано наличием субъективного поведения большинства операторов топливного рынка. В связи с этим АМКУ начал рассмотрение дела по признакам совершения антиконкурентных согласованных действий».
Сговор собственников АЗС и трейдеров видит и и.о. главы АМКУ, Александр Мельниченко, который обратился через средства массовой информации к собственникам АЗС с ультиматумом: «Я обращаюсь к владельцам и менеджерам названных компаний, чтоб они выполнили рекомендации АМКУ о снижении цены на бензин и дизельное топливо до экономически обоснованного уровня».
Хотя на вопрос, каким должен быть «этот уровень», Александр Мельниченко не смог внятно ответить. Известно стало только то, что Антимонопольный комитет Украины обязал владельцев АЗС до 29 марта снизить цены на горючее, иначе – нефтетрейдеров ждут штрафные санкции в размере 10% от годового оборота их компании. Нужно сказать, что такие угрозы – не впервые, но, как показывает опыт, эффект от них – временный. Аналитики топливного рынка утверждают: угроза топливных заговоров будет оставаться до тех пор, пока не усовершенствуют законодательство относительно прозрачной и честной конкуренции.
Напомним, что Минтопэнерго уже удалось найти общий язык с нефтетрейдерами и договориться о максимальной цене на бензин марки А-95. Теперь один литр высокооктана можно будет приобрести за 8,10 грн./литр.