Чому електромобілі такі дорогі
Глядя на рынок серийных электромобилей, понимаешь – все они дорогие. От Audi e-tron, Jaguar I-Pace, Tesla Model S и Model X до Nissan Leaf и Chevy Bolt – цена на самый дешевый электрокар стартует с $35 000 и доходит до $200 000. Но, почему же авто на электротяге стоят так дорого?
Ответ на вопрос, почему электромобили такие дорогие, на самом деле не так прост, как кажется. У этой проблемы есть несколько составляющих, и дело далеко не только в стоимости литий-ионных аккумуляторов.
Почему электромобили такие дорогие
Из-за средств, вкладываемых автопроизводителями в разработку новых технологий.
Более 100 лет неисчислимые миллиарды долларов шли на изобретения и улучшения ДВС, коробок передач и иных узлов, работающих в связке с ним. Благодаря этому, сегодня двигатели, работающие на ископаемом топливе, настолько мощные и эффективные. Ведь над их улучшением сотню лет трудились тысячи лучших умов мира.
Электрокары: технология электромобильности совсем молодая и дорогостоящая. Главный драйвер ее развития – Тесла, остальные пасут задних. Но вкладывают в это огромные деньги.
Малые объемы производства.
В мире сотни заводов, ежегодно выпускающих десятки миллионов двигателей внутреннего сгорания. Столь массовое производство серьезно снижает затраты на выпуск новых комплектующих для авто на ДВС.
Электрокары: электродвигателей и литий-ионных батарей для электрокаров пока выпускают в сотни раз меньше.
Дело в цепочке поставок.
За 100 с лишним лет серийного производства авто на ДВС, образовалась отлаженная цепочка поставок сырья с мест добычи до железорудных производств, и доставки комплектующих к месту сборки.
У каждого производителя есть налаженная связь между заводами, где происходит литье/штамповка панелей для кузовов и предприятиями, выпускающими двигатели, шасси, коробки передач, шины, масла и смазки. Все это работает, как швейцарские часы, минимизируя расходы на единицу выпускаемой продукции.
Электрокары: часть этих цепочек поставок годится и для электрокаров. Но, вот с сырьем плохо. Некоторые минералы, нужные производству электромобилей, либо не добываются массово, либо их добыча происходит в проблемных странах, типа Конго, Танзании, Замбии и т.д. Цены на это сырье периодически растут, ими шантажируют автопроизводителей, из-за чего теряются деньги и увеличивается себестоимость производства машин.
На сервисе и обслуживании много не заработать.
Как известно, автопроизводители зарабатывают на продаже запчастей и предоставлении услуг по ремонту автомобилей.
К примеру, ДВС состоит из более, чем 500 деталей, многоскоростные коробки передач и системы сцепления – не самые надежные узлы. Сервис в этом случае – прибыльное занятие.
Электромобили: многие автопроизводители считают электромобили «разрушителями» дополнительной прибыли. В отличие от ДВС, электродвигатель имеет гораздо больший ресурс, ибо состоит из меньшего кол-ва движущихся деталей. Вместо коробки передач – одноступенчатый редуктор. Так что производители закладывают в стоимость электрокаров свои потери на расходных материалах, запчастях и услугах.
Некоторые электромобили дорогие, потому что люксовые
Некоторые традиционные автомобили дорогие, потому что их делают для богачей.
Электромобили: у электрокаров также. К примеру, цена на Tesla Model S P100DL (стартует со $135 000) настолько высока, потому что этот электромобиль сделан для роскоши.
Выводы – почему электромобили такие дорогие
- отлаженная цепочка поставок, позволяющая производить ресурсы и компоненты дешево + столетие вкладываемые средства в разработку новых ДВС/узлов/агрегатов/технологий + десятки миллионов единиц ДВС, выпускаемых в год = дешевая система массового производства авто на ископаемом топливе;
- ограниченные возможности поставок сырья + высокие цены на него + дороговизна разработок новых технологий + малое кол-во выпускаемых электрокаров + страх автопроизводителей по поводу перспектив авто на электротяге = высокая стоимость электрокаров.
Кстати, в ситуации дилеммы, участвовать в новой технологии или нет, некогда оказался производитель фотоматериалов Kodak. Инженер именно этой компания в 1976 году изобрел первый цифровой фотоаппарат. Но, руководство Kodak посчитала эту технологию невыгодной и бесперспективной. Использовать ее не стало, и в итоге, компания проиграла и обанкротилась. Зная эту историю, автопроизводители не хотят стать следующим «кодаком».
Когда электромобили подешевеют
Эксперты говорят, что к 2024 году стоимость электрокаров сравняется со стоимостью авто на ДВС. Затем цены на них упадут еще ниже. Но, не все автопроизводители сумеют влиться в новый электрический мир, а значит, повторят судьбу Kodak.
Сейчас в стоимости электромобиля 40% – это цена литий-ионной батареи. Эти аккумуляторы стоят в 1,5-2,5 раза дороже, чем аккумуляторы для традиционных автомобилей.
Но стоимость киловатт-часа с каждым годом снижается, пусть и не так быстро, как хочется. Сейчас она – порядка $220–$230 за кВт*ч. Сравняются электромобили с авто на ДВС, когда цена за киловатт-час батарей электрокаров упадет до $125–$150 за кВт*ч.