Переоборудование: Волшебство закончилось
Сегодня большинство колесящих по Украине вместительных пассажирских иномарок коммерческого класса – от практичных фургончиков-«пирожков» до вездесущих маршруток-«спринтеров» – родились грузовиками. С глухими окнами, железными переборками и мощными жесткими подвесками они были завезены в нашу страну как грузовые транспортные средства. И, соответственно, при таможенной очистке не требовали оплаты акциза, предусмотренного для пассажирских машин.
Чародеи
Но в грузовой ипостаси такой импортируемый «сэконд хэнд» обычно пребывал недолго: вскоре он едва ли не волшебным образом превращался в легковой транспорт. Прорезаны борта, на герметике вклеены стекла, привинчены к полу сиденья, возможно, карпетом оклеен стальной потолок… И вот уже вчерашний фургон регистрируется в ГАИ как переоборудованный в пассажирский автомобиль с выдачей «легкового» техпаспорта.
Таким образом счастливый владелец «пирожка» или «буса» экономил от 1 до 10 тысяч евро – по сравнению с тем, если бы завозил и растамаживал пассажирскую машину заводского изготовления.
Но теперь при оформлении такой переделки в ГАИ владелец должен будет заплатить акциз – тот самый, которого избежал при ввозе. А если переделанную без надлежащего оформления машину на дороге выявят гаишники, водитель будет оштрафован (340–425 грн.), а автомобиль тут же отправлен на штрафплощадку.
Кто заметит
Какую бы цель ни ставило государство, вводя акциз на переделки грузовиков, – пополнить казну, защитить страну от зарубежного секонд-хэнда или повысить безопасность пассажиров, Закон Украины № 713-VII от 19.12.2013 «О внесении изменений в Налоговый кодекс о ставках отдельных налогов» серьезно повлияет на рынок вместительных транспортных средств.
Нововведение скажется не только на перевозчиках-маршруточниках, которым теперь придется пополнять свой подвижной состав исключительно заводскими версиями пассажирских микроавтобусов. Нужно будет искать другие варианты и тем, кто приобретает в личное пользование такой вместительный и удобный транспорт, как небольшой микроавтобус или малотоннажный фургончик-универсал с высокой крышей наподобие популярных Kangoo или Caddy. Подобные «пирожки», переделанные из грузовых версий, до начала текущего года были самым дешевым вариантом заполучить трех-четырехлетнюю иномарку в приличном техническом состоянии. Теперь они подорожают на 2–4,8 тыс. евро, а вышеупомянутые «бусики» – минимум на 6,5–6,8 тыс. евро (в зависимости от объема и типа двигателя). И при условии, что автомобиль будет не старше пяти лет – иначе акциз окажется еще выше.
Примечательно, что ввоз и регистрация «грузовиков» для использования по прямому назначению не подорожали – акциз нужно платить именно в случае переделки в «пассажира», предъявляя документ об оплате налога при регистрации «превращения» в МРЭО.
Варианты
Но значит ли это, что в целом сегменте рынка теперь будет «дыра» из-за отсутствия предложения? Природа, как известно, не терпит пустоты – взамен подорожавшего сэконд-хэнда покупатель обратит свои взоры на новые автомобили. Ведь в каждом сегменте рынка, которые затронуты Законом № 713-VII, есть предложение аналогичных по возможностям новых машин (см. таблицу).
Понятно, что во многих случаях покупателю, выбравшему вместо подорожавшего сэконд хэнда новый автомобиль, придется в чем-то отказать себе: или заплатить чуть больше, или выбрать «народный» бренд вместо более престижного, или, наконец, смириться с простенькой отделкой торпедо. Но, может быть, это и есть плата за цивилизованность и переход на новый уровень автомобильной культуры? Тем более что покупать подержанный транспорт за рубежом никто не запрещал – он просто стал стоить дороже.
Альтернатива подакцизным б/у авто
По курсу НБУ на 17.02.2014 – 8,6405 грн.По курсу НБУ на 17.02.2014 – 8,6405 грн.
Ставки акциза на переоборудование за 1 см куб./макс. сумма акциза, евро | ||||
Бензин | Новое | До 5 лет | Старше 5 лет | |
до 1000 см куб. | Ставка акциза за 1 см куб. | 0,05 | 1,09 | 1,36 |
Максимальная сумма акциза | 50 | 1089 | 1359 | |
от 1000 до 1500 см куб. | Ставка акциза за 1 см куб. | 0,03 | 1,36 | 1,63 |
Максимальная сумма акциза | 45 | 2039 | 2443 | |
от 1500 до 2200 см куб. | Ставка акциза за 1 см куб. | 0,13 | 1,63 | 2,18 |
Максимальная сумма акциза | 286 | 3584 | 4794 | |
от 2200 до 3000 см куб. | Ставка акциза за 1 см куб. | 0,13 | 2,18 | 3,27 |
Максимальная сумма акциза | 390 | 6538 | 9807 | |
более 3000 см куб. | Ставка акциза за 1 см куб. | 1,09 | 3,27 | 3,81 |
Максимальная сумма акциза | 3270 | 9810 | 11430 | |
Дизель | ||||
до 1500 см куб. | Ставка акциза за 1 см куб. | 0,05 | 1,36 | 1,63 |
Максимальная сумма акциза | 75 | 2039 | 2443 | |
от 1500 до 2500 см куб. | Ставка акциза за 1 см куб. | 0,16 | 1,91 | 2,18 |
Максимальная сумма акциза | 400 | 4775 | 5450 | |
более 2500 см куб. | Ставка акциза за 1 см куб. | 1,09 | 2,72 | 3,54 |
Максимальная сумма акциза | 2725 | 6800 | 8850 | |
Для ТС, оснащенных электрическими двигателями, ставка – 109 евро с единицы ТС. |