Пациент скорее жив
Благодаря оперативным антикризисным мерам правительствам многих стран удалось остановить «пике» автомобильного рынка, а в некоторых случаях даже вызвать его рост. Каковы же самые популярные способы активизировать продажи?
Благодаря оперативным антикризисным мерам правительствам многих стран удалось остановить «пике» автомобильного рынка, а в некоторых случаях даже вызвать его рост. Каковы же самые популярные способы активизировать продажи?
Европа
Наибольшего прогресса достигли власти Германии, разработав и успешно внедрив программу замены старых автомобилей новыми. Каждый немец, который готов сдать в утиль своего уставшего «коня» (возрастом более 9 лет), может рассчитывать на бонус в размере 2500 евро для приобретения новой машины (причем не обязательно местного производства) стоимостью до 25000 евро. На эти цели уже выделено 1,5 миллиарда евро (приблизительно на 600 тысяч автомобилей) и еще 3,5 миллиарда запланировано до конца года. Правда, немцы не обязаны за эти деньги покупать автомобили у себя в стране, поэтому ищут, где дешевле. А из-за падения курса злотого выгоднее оказалось в Польше. В результате немецкие покупатели заодно несколько «подняли» рынок этой страны. Одна из причин желания немцев приобретать более экономичные и экологичные автомобили – новый механизм начисления транспортного налога, который с 1 июля текущего года (пока он будет действовать лишь для новых машин) зависит не только от объема двигателя, но и от величины выбросов углекислого газа в атмосферу. А вот в Швеции экологически чистые автомобили, купленные после 1 июля 2009 года, через полгода будут вообще освобождены от транспортного налога на первые пять лет. Компенсации, но с иными суммами, предложены и в других европейских странах: Италии (1500 евро), Франции (1000–5000 евро), однако пока их эффективность уступает немецкой. Подобные программы готовятся в Словакии (1000–1500 евро), Румынии, Польше. Еще один тип антикризисных мер – целевая помощь национальным производителям. Впрочем, это противоречит принципам свободной торговли и честной конкуренции. Французы намереваются выделить по три миллиарда евро двум ведущим концернам – PSA и Renault, но начавшаяся вокруг этого шумиха и критика, инициированная ВТО и странами-конкурентами, пока не дает возможности реализовать подобные намерения. Наряду с одним миллиардом евро на льготное кредитование покупателей протекционизм в виде четырех миллиардов евро прямой финансовой помощи уже используют испанцы. Причем средства будут направлены не только для «родного» Seat, но и для сборочных заводов других брендов: Nissan, Ford, Renault и Peugeot. А вот консервативные британцы все еще размышляют над возможностью выделить три миллиарда своему ослабленному автопрому, пока что ограничиваясь лишь разовыми дотациями, как, например, для запуска в серию новой модели Land Rover.
В Германии бонусы от властей вызвали небывалый ажиотаж и всплеск покупательской активности: уже принято более 1,2 миллиона заявок на получение премии 2500 евро.
Америка
На этом фоне удручающе выглядит ситуация на американском рынке, который впервые за много лет уступил первенство амбициозному Китаю. Несмотря на 17,4 миллиарда долларов, выделенных властями США еще в январе, продажи новых автомобилей в феврале и марте сократились почти в два раза, причем наиболее ощутимо «упали» именно местные производители. Тем не менее ситуация потихоньку начала стабилизироваться и, возможно, «большой тройке» удастся избежать неприятной процедуры банкротства, которую предрекали многие эксперты. Одно из свидетельств улучшения финансового «климата» – отказ General Motors от запрошенных ранее на март дополнительных двух миллиардов (из поэтапного второго транша на сумму 16,6 миллиарда, рассчитанного до конца 2011 года).
Китай
Снижение налогового бремени в сочетании с доступным кредитованием дало позитивный результат и в Китае, где в феврале было продано без малого 827,6 тыс. легковых и грузовых авто. Кроме того, правительство Поднебесной собирается стимулировать спрос на новые машины для жителей слаборазвитых аграрных регионов, предусмотрев 10-процентную скидку на легковушки в $290–440.
Россия
Российское правительство также сообщило о начале программы льготного кредитования покупателей ряда бюджетных автомобилей, выпущенных в этой стране из местных комплектующих. Но результаты всех этих мер будут видны только через несколько месяцев.
Эффективность антикризисных мер в разных странах | ||||||
| Антикризисные меры | Продажи (по сравнению с 2008 годом) | ||||
Для покупателей | Для производителей | Изменение, % | Кол-во, шт. | |||
февр. | март | февр. | март | |||
Китай | Снижение налогов, доступные кредиты, скидки |
| +25 | +10,3 | 827600 (включая грузовые) | 772400 (легк.) |
Индия | Ставка по кредитам на приобретение нового автомобиля, собранного в Индии, снижена до 10% |
| +21,8 | н. д. | 115386 | н. д. |
Германия | Программа бонусов в размере 2500 евро при утилизации старой машины |
| +21,5 | +40 | 277740 | 401000 |
Польша | Планируется введение бонусов при утилизации старой машины |
| +7,3 | н. д. | 30194 | н. д. |
Франция | Бонусы в размере 1000–5000 евро при утилизации старой машины | Планируется целевая помощь автопроизводителям (6 млрд. евро) | -13,2 | +8,1 | 152066 | 204095 |
Словакия | Планируется программа бонусов в размере 1000–1500 евро при утилизации старой машины (выделено 33 миллиона евро) |
| -37,9 | н. д. | 3301 | н. д. |
Россия | Льготное кредитование собранных в России машин | Увеличение пошлин на импортные автомобили, целевая помощь заводам | -38,0 | -47 | 134900 | 135446 |
США | Союираются ввести возврат государственных и местных налогов покупателям новых автомобилей. | General Motors и Chrysler получили государственный кредит в размере 17,4 миллиарда долларов на поддержание текущей деятельности | -41,3 | -37 | 689794 | 858000 |
Испания | Дотация в размере 1,2 миллиарда евро на льготное кредитование | Целевая помощь автопроизводителям (4 миллиарда евро). Собираются ввести. | -48,8 | н. д. | 62107 | н. д. |
Украина |
| Увеличение пошлины на импортные автомобили на 13%, льготы на ввоз оборудования и комплектующих | -78,3 | -75 | 10902 | н. д. |