Не все хорошо на рынке нефтепродуктов Украины
Высказанные мнения были схожи в том, что не все на рынке так хорошо, как хотелось бы. В частности, Сергей Куюн сделал акцент на попытках правительства под прикрытием заботы об украинских НПЗ ввести пошлины ли квоты импорт топлива. «Такие меры приведут к сворачиванию ныне действующей диверсифицированной схемы поставок, повышению цен пропорционально размеру пошлин, снижению качества нефтепродуктов, так как украинские НПЗ еще минимум два года не смогут обеспечить замену высококачественному импорту… На мой взгляд истинное желание чиновников возобновить работу заводов продемонстрировано на примере простаивающего второй год Одесского НПЗ, для возобновления работы которого достаточно обеспечить подачу нефти по неработающему нефтепроводу Одесса-Броды».
Александр Слободяник, ведущий специалист по ценам сети АЗС Shell одним из ключевых событий для украинского рынка в минувшем квартале назвал принятие закона о «плавающем» акцизе, который позволил стабилизировать ценовую ситуацию в стране. При этом он все же отметил, что введенный инструмент требует доработок: «Акциз позволяет надеяться на снижение цен только при достаточно высоких котировках на нефть (от 125 долларов за баррель). В остальных случаях он фиксирует цену или, как показала практика, может остановить динамику снижения. В этой связи норма требует доработки…».
Более категоричным в оценках событий, произошедших на рынке нефтепродуктов Украины в минувшем квартале, особенно, что касается «плавающего» акциза, был Леонид Косянчук, президент «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины»: «Завидное и долгожданное снижение мировых котировок нефти до уровня 90 долларов за баррель больше других почувствовало государство, ведь на пике снижения акциз вырос почти в два раза …».
«Вопросов остается много… Почему акциз устанавливается исходя из среднего значения котировок нефти за прошлую декаду месяца, тогда как на рынок поступаю продукты, изготовленные из нефти, закупленной месяцем ранее? Почему используются котировки нефти марки Brent, если нефть этой марки не поступала в Украину никогда, и не будет поступать в обозримом будущем? Лишен логики и сам «коридор» действия базовой ставки акциза – 105-125 долларов за баррель, если известно, что за все предыдущие годы верхний предел средних котировок не превышал 120 $/барр, а нижнее значения были существенно ниже 105 $/барр. Таким образом, закон работает только на «повышение» розничных цен, а не на понижение, как это было анонсировано авторами…».
Кроме того, Леонид Косянчук подверг критике продление действия старых стандартов на топливо , отметив, что ситуация выглядит достаточно абсурдно – в стране производится топливо стандарта Евро-2, а автомобили, способные работать на таком топливе, уже запрещены…