Автобізнес
На украинских НПЗ не хватает бензина
По данным Консалтинговой группы А-95, это в три раза меньше среднего уровня запасов бензина с начала 2011 года. Так, запасы низкооктанового бензина А-76/80 составили 4,7 тыс. т, бензина А-92 – 21,3 тыс. т, бензина А-95 – 8,6 тыс. т. При этом, по данным Госкомстата, потребление бензина в июне этого года за последние два года составляет в среднем 400 тыс. т. Соответственно, заводских запасов хватит на три дня национального потребления, тогда как традиционным для отрасли является декадный – двухнедельный запас.
«Беспрецедентно низкие запасы на НПЗ объясняют причину ресурсной недостаточности, а в отдельных регионах – очевидного дефицита высокооктанового бензина, который прослеживается с начала месяца», – отметил директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн, информирует biz.liga.net. По его мнению, свидетельством дефицита предложения отечественного бензина является продажа НАК Нафтогаз Украины с пятой попытки своих ресурсов на аукционе 22 июня т.г., несмотря на достаточно жесткие условия торгов.
Согласно исследованию А-95, причиной значительного сокращения запасов на НПЗ является массированный экспорт бензинов А-92 и А-95 в Российскую Федерацию. В частности, по данным Гостаможслужбы, экспорт бензина А-92 производства ЧАО ЛИНИК (Лисичанский НПЗ, принадлежит ТНК-ВР) в мае т.г. составил 89,6 тыс. т, бензина А-95 – 10,9 тыс. т. Это составляет 75% от майского объема производства бензина данным НПЗ, на который в мае пришлось более половины национального производства нефтепродуктов. Согласно данным Гостаможслужбы, крупнейшими получателями лисичанского топлива в мае т.г. стали компании из Курской, Ростовской, Калужской, Тульской, Орловской областей и Краснодарского края.
«Неожиданность происходящих событий на рынке нефтепродуктов заключается в том, что еще в конце апреля этого года компания «ТНК-ВР Коммерс» публично заявляла о возможном дефиците и стабильном снабжении рынка топливом собственного производства. Однако по факту не только не нарастила переработку, но и увеличила экспорт нефтепродуктов, усугубив свои же опасения, – говорит Сергей Куюн. – Только диверсифицированная система обеспечения рынка Украины нефтепродуктами – развитого собственного производства и импорта – позволила избежать «российского сценария» топливного кризиса с исчезновением бензина на АЗС».