Кризис способствовал росту рынка подержанных автомобилей
В то же время кризис и снижение доходов в автобизнесе способствовали росту интереса к сегменту автомобилей с пробегом со стороны официальных дилеров. В результате рынок подержанных автомобилей, который еще в начале 2008 года на 90% был стихийным, начал постепенно выходить из тени. В соответствии с данными Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом, сегодня дилеры контролируют уже 20% вторичного авторынка.
Тарас Коваленко, глава Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом: «До кризиса вторичный авторынок в Украине контролировался частными лицами-перекупщиками. Но за последние полтора года официальные дилеры отвоевали у «серых» почти 20% рынка. Дальнейшему закреплению позиций официальных дилеров будет способствовать закон, легализующий торговлю подержанными автомобилями по системе трейд-ин. Этот закон позволит установить справедливую систему налогообложения и за ближайший год вывести из тени еще как минимум 10% рынка. Покупатели автомобилей с пробегом, в свою очередь, смогут получить гарантии качества приобретенных транспортных средств».
В то же время еще одной из тенденций кризисного периода стало сокращение количества дилерских компаний. За 2009 год обанкротилась половина предприятий, работающих на украинском авторынке. По данным Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом, в 2008 году на рынке было около 1300 автомобильных дилеров, сейчас же их осталось не более 600. В этом году дилеры понесли потери от падения объемов продаж. Причем больше всего пострадали независимые дилеры в регионах, лишившись доступа к финансовым ресурсам, отмечают в Ассоциации. В следующем году как минимум в два раза упадет загрузка сервисных центров. Поэтому еще не менее года дилеры будут находиться в тяжелой ситуации. Но нет худа без добра.
«Раньше в бизнесе было много «случайных людей», а кризис все расставил по своим местам, – говорит Тарас Коваленко. – Дилеры осознали, что для того, чтобы выжить в нынешних условиях, важно знание специфики вторичного рынка и умение обслуживать владельцев подержанных автомобилей. Уже сегодня стартуют многочисленные программы торговли сертифицированными подержанными автомобилями (программы продленной гарантии на авто, прошедшие предпродажную подготовку и экспертизу). Также на первый план выходит величина и пропускная способность сервисных мощностей. За счет организации процессов можно существенно поднять пропускную способность практически любого сервиса. Капиталовложения при этом могут быть минимальными».
По мнению специалистов Ассоциации, краткосрочные перспективы рынка довольно туманны, но основания для оптимизма все-таки есть. Хотя спрос сегодня сдерживается психологическими факторами, рынок автокредитования понемногу оживает, а объемы продаж восстанавливаются. «В 2010 году объемы продаж на вторичном рынке, вероятнее всего, останутся на уровне прошлого года (около 300 000 транспортных средств). В первой половине 2010-го на существенный рост рассчитывать не стоит, но уже к концу года рынок активизируется, и с 2011 года можно ожидать роста продаж в сегменте автомобилей с пробегом», – утверждает Тарас Коваленко.
Графики предоставлены Ассоциацией дилеров автомобилей с пробегом