X

Концерны Chrysler и Fiat: о ведущих и ведомых

Спустя три года после банкротства, концерн Chrysler тянет на себе своего недавнего спасителя Fiat.

Когда концерн Fiat спешил на помощь обанкротившемуся Chrysler, можно было только гадать, к чему приведет такой «марьяж». Сегодня становится очевидно, что главный идеолог этого союза, Серджио Маркионне, тогда занимавший руководящее кресло только в Fiat, сделал правильную ставку. В то время, как итальянский автопроизводитель старается держать удар на ослабленном европейском авторынке – Chrysler подсчитывает прибыль на рынке американском. Так, в первом полугодии продажи Fiat на 17,1%, скатившись до отметки в 445229 экземпляров. Столь ощутимое падение можно объясняется общим спадом продаж в Европе, (в первом полугодии авторынок сократился на 6,8% в сравнении с аналогичным периодом минувшего года) и, в частности, в родной для Fiat Италии, где рынок просел почти на 20% в сравнении с минувшим годом.

В то же время по другую сторону Атлантики ситуация на авторынке складывается куда лучше. За первые полгода в Соединенных Штатах было продано свыше 7,2 миллиона автомобилей, что на 15% превышает результат аналогичного периода минувшего года. Темпы роста Chrysler впечатляют еще больше. За 6 месяцев объем продаж американского автогиганта вырос на 30%, перескочив отметку в 830000 автомобилей. Для сравнения, другие представители Детройтской тройки – GM и Ford – могут похвастаться только 4-х и 7-процентным ростом соответственно.

В таких условиях неудивительно, что кошельки партнеров наполняются неодинаково. Так, во втором квартале 2012-го чистая прибыль концерна Chrysler составила 604 миллиона евро, в то время, как Fiat потерял 246 миллионов. По итогам полугодия главным добытчиком также оказался американский концерн, заработав свыше 1,2 миллиарда долларов, в то время как итальянцы потеряли 519 миллионов. Впрочем, копилка-то у Fiat и Chrysler общая, так что в итоге альянс получил 358 млн. евро чистой прибыли во втором квартале и 737 млн. – в первом полугодии, но цифры сами говорят, чья это заслуга.

Осознавая, роль обеих сторон альянса Маркионне бросает все силы на своего американского фаворита, освежая его модельный ряд, при этом задерживая европейские запуски. Например, на будущий год у Chrysler запланирован вывод на рынок обновленного внедорожника Jeep Grand Cherokee и пикапа Ram, а также старт продаж Jeep Liberty нового поколения. В то же время европейские продажи нового Fiat Grand Punto, которые должны были стартовать в будущем году, были отложены в связи с отсутствием финансовой целесообразности.

Эксперты в эффективности такой политики не сомневаются. Так аналитик Credit Suisse Эрик Хаузер (Erich Hauser) отмечает: «Fiat достиг той точки, когда они, наверно думают, что нет особого смысла вкладывать деньги в Европу. Если у вас есть деньги, которые нужно потратить, то лучше потратить их в США, где есть шанс их вернуть». «Запуск новых продуктов имеет больший смысл на развивающихся рынках. Маркионне – один из лучших менеджеров автобизнеса. Может быть он не классический «автомобильный парень», но с финансовой и стратегической точки зрения, он один из лучших», – вторит ему аналитик Commerzbank Саша Гоммель (Sascha Gommel).

Что ж, три года назад Fiat величали не иначе как «спасителем Chrysler», но сегодня ситуация изменилась. Сегодня уже спасенный Chrysler исполняет роль локомотива, который тянет на себе альянс, да к тому же является самым динамично развивающимся американским автопроизводителем.