ЗАЗ выпускает сегодня три модели автомобилей в одном классе, самая старая из которых – Lanos. Как долго он будет оставаться на конвейере и когда его снимут с производства?
Lanos считается долгожителем рынка – если обычно модель меняют после 5-7 лет производства, то этот автомобиль держится в продаже уже 16 лет! Впервые его показали в Корее как Daewoo Lanos в 1996 году, а в Украине он начал продаваться с 1998-го. С тех пор он множество раз менял место выпуска – Корея, Польша, Украина, марку – Daewoo, Chevrolet, FSO, ЗАЗ, и лишь один раз пережил рестайлинг – получил вертикальные задние фонари вместо горизонтальных и небольшие изменения в салоне. При этом много лет подряд Lanos в Украине получал статус самого продаваемого автомобиля среди новых легковушек. Правда, по итогам 2012 года, он, скорее всего, уступит свою лидерскую позицию, хотя только номинально – из-за высокого спроса на Sens, который, по сути, является модификацией Lanos с другим силовым агрегатом.
Сегодня на конвейере Запорожского автомобилестроительного завода собирается три модели одного класса – Lanos/Sens, ЗАЗ Forza и ЗАЗ Vida в разных кузовах и комплектациях. И есть планы начать производство еще одной-двух новых моделей. Понятно, что одной из существующих моделей придется уступить место на конвейере. Но, по словам вице-президента корпорации «Укравто» Олега Папашева, Lanos еще рано списывать со счетов. Во-первых, спрос на него в Украине еще довольно высок. Во-вторых, завод поставляет автомобиль под названием ЗАЗ Chance в Россию и Казахстан. При этом в Казахстане местной компанией ведется строительство завода, на котором одной из моделей, поставленных на конвейер, будет именно Lanos.
Кроме того, ЗАЗ поставляет машинокомплекты для сборки этого автомобиля в Египет, и по итогам 2012 года туда было завезено около 7 тысяч CKD-комплектов. А что касается модернизации или рестайлинга модели, то руководство завода просчитало затраты на него и сочла их нерентабельными. По словам Олега Папашева, Вице-президента «Укравто» по производству, гораздо выгоднее поставить на производство абсолютно новую модель, чем менять оснастку для выпуска «Ланоса» при нынешних объемах производства (около 30 тыс. в год).
Усовершенствование автомобиля происходит постоянно и постепенно. «Заводу выгоднее заказывать запчасти и узлы к собираемых нами автомобилями в больших объемах, но с меньшей номенклатурой. Поэтому стараемся модернизировать автомобили таким образом, чтобы все выпускаемые нами модели имени максимум унифицированных узлов, – говорит Папашев. – Понятно, что стараемся устанавливать более современные узлы на устаревшие модели – так Lanos получает некоторые компоненты, которые закупаются на Vida и Forza».
Вице-президент «Укравто» пообещал, что уже весной 2013 года завод объявит о начале выпуска еще одной новой модели. Какой именно – пока держится в секрете. Но она не придет на смену Lanos – производство этого долгожителя будет продолжаться еще как минимум несколько лет.