Наряду с лампами накаливания и газоразрядными в автомобиле все более широкое применение находят светодиодные источники света.
Например, в мюнхенской «Световой студии» компании OSRAM демонстрируется уменьшенная копия автомобиля, где все световые приборы – светодиодные. И это не отдаленная перспектива. Полупроводники уже сегодня могут заменить в машине любую светотехнику, кроме фар головного света. Но и эта «высота» им по плечу. Развитие светодиодной технологии признано специалистами самым перспективным. Технология создания светодиодов (LED) появилась только в 70-х годах ХХ столетия, но сегодня развивается довольно динамично. Кстати, этапы ее прогресса легко проследить на автомобилях различных годов выпуска. Так, в 80-х годах янтарные или красные светодиоды (в то время была возможность обеспечить только такие цвета) использовались для подсветки дисплеев радиоприемников и систем кондиционирования (1). В 90-х научились делать светодиоды синего цвета – и сразу же приборы получили такую подсветку (2). В начале XXI столетия, когда удалось наладить массовое производство светодиодов белого цвета, они тотчас нашли свое место в салонах машин. Кроме того, на некоторых авто появились индикаторы указателей поворотов, дополнительные стоп-сигналы и даже целые блоки задних фонарей, состоящие из набора светящихся полупроводников (3). Такое «нашествие» светодиодов не случайно: у них есть существенные преимущества перед другими источниками света, важные для транспортных средств, – малое энергопотребление, долговечность, невосприимчивость к вибрациям, широкая цветовая гамма. Главный недостаток светящихся полупроводников – низкая по сравнению с другими типами ламп светоотдача – скоро будет устранен. Если у первых светодиодов этот показатель составлял 0,5 лм/Вт (люмен на Ватт), то сегодня – уже 10 – 12 лм/Вт. Для сравнения: светоотдача ламп накаливания – 12 – 15 лм/Вт, «галогенок» – 25 – 35 лм/Вт. Ученые каждые полгода улучшают светоотдачу полупроводников. Учитывая такую тенденцию, характеристики светодиодов станут приемлемыми для фар головного света уже в 2010 году! Впрочем, по мнению руководителя департамента автомобильного света компании OSRAM Джима Джонсона, «классические фары светодиодам не заменить: каждый автопроизводитель найдет свою идеальную комбинацию освещения». |