Тем, кто решил сэкономить и приобрести авто с регистрационными номерами ЕС, как и тем, кто уже сэкономил, пожалуй, стоит задуматься. В прессе начали говорить о таких авто, а таможенники – их ловить.
В настоящий момент вторичный рынок пестрит выгодными предложениями по продаже подержанных автомобилей из Евросоюза. При этом привлекательная цены этого товара получается благодаря тому, что автомобиль не растамаживается, а право управлять нерастаможенным транспортным средством на территории страны якобы гарантировано Стамбульской конвенцией, к которой еще в 2004 году присоединилась Украина. Формально, схема сделок вписывается в рамки закона. Упрощенно все выглядит так: продаваемые «под конвенцию» автомобили – это техника, зарегистрированная на какие-то фирмы в Европе, а покупатели становятся сотрудниками этих фирм и как бы работают на них, но в Украине.
Почему за очень даже приличные автомобили просят цену в три раза ниже рыночной, а рынок при этом не прогибается под такой конкуренцией? А может потому, что дешевый сыр бывает только в мышеловке?
На деле же все очень часто оказывается несколько сложнее. Дело в том, что проверить фирму, на балансе которой числится авто, проверить, является ли то или иное лицо ее сотрудником, проверить наличие всех необходимых для подобных случаев документов и тому подобные факты, особого труда для таможенников не составляет. И очень часто оказывается, что и документов всех не хватает, (а наивные покупатели, как правило, спасительную Конвенцию и в глаза не видели, а потому не очень знают, что именно проверять в предлагаемом вместе с машиной пакте документов, в котором «все в порядке»). И что на момент проверки ни одного из звеньев осуществленной сделки уже не существует – ни фирмы с головастыми и подкованными юристами, продавшей машину, ни фирмы, на которую «устроили» работать покупателя. В результате, счастливый обладатель «дешевого автомобиля из Европы» оказывается в очень неприятной ситуации, когда нужно расплачиваться за нарушения таможенного законодательства. А это большой штраф и большая вероятность вообще потерять авто.
Анализируя сложившуюся ситуацию, эксперты, не вдаваясь в юридические подробности, предлагают ответить всем, кто положил глаз на «дешевые автомобили из Европы», на простой вопрос. Почему за очень даже приличные автомобили просят цену в три раза ниже рыночной, а рынок при этом не прогибается под такой конкуренцией? А может потому, что дешевый сыр бывает только в мышеловке?
Всего за несколько недель февраля в ходе совместной со специальным подразделением МВД Украины операции на улицах Киева было задержано три десятка иномарок, ввезенных в страну с нарушением таможенных правил. Во всех случаях речь шла о попытках прикрыться Стамбульской конвенцией. И все попытки оказались неудачными.
Какие прорехи в законодательстве допускают временный ввоз авто в Украину?
Расчет стоимости растаможки автомобиля в Украине
Для тех же, кто затрудняется ответить на эти вопросы, «Комсомольская правда в Украине» приводит недвусмысленное мнение адвоката Николая Лукьяненко: «Все думают, что Стамбульская конвенция вас защитит. На самом деле нерастаможенные авто ездят по стране, потому что чиновники не дали отмашку… Уже готовы нормативные акты, которые этот хаос прекратят за пару недель. Как только количество таких машин превысит определенную отметку, начнется грандиозная облава. За нарушение таможенного ввоза впаяют штраф от 8,5 до 17 тысяч гривен. Платить такие деньги и забирать машину, чтобы попасться снова, будет не выгодно…»
А тем временем, издание «Украинские национальные новости», со ссылкой на пресс-службу Киевской региональной таможни, сообщает о том, что всего за несколько недель февраля в ходе совместной со специальным подразделением МВД Украины операции на улицах Киева было задержано три десятка иномарок, ввезенных в страну с нарушением таможенных правил. Во всех случаях речь шла о попытках прикрыться Стамбульской конвенцией. И все попытки оказались неудачными.