X

Как изменился авторынок Украины за последние 20 лет

Автомобильный рынок образца 1997 года кардинально отличался от нынешнего. Примерно как базар от супермаркета. Но, к сожалению, остались и общие черты…

История «Автоцентра» очень тесно связана с развитием отечественного авторынка. Даже по наполнению журнала можно судить о том, насколько цивилизованной была эта сфера в Украине. В 1997 году, когда в свет вышел первый черно-белый журнал с логотипом, знакомым миллионам, в нем была, прежде всего, информация о продаже б/у легковушек или машин российского производства. И действительно, тогда в нашу страну ввезли в 8,5 раз больше подержанных автомобилей, чем новых (здесь преобладала продукция ВАЗ). Кстати, среди новых машин марка Lada лидировала еще лет десять…

«Рынок первых регистраций в 1997 году составлял порядка 250 тыс. автомобилей, из которых только 1 тыс. были национального производства, к примеру «Таврия» Запорожского автозавода, – говорит бывший директор ЗАЗ, а сейчас вице-президент «УкрАВТО» Олег Папашев. – Остальное составлял импорт. При этом по официальным данным в торговом обороте граждане Украины ввезли порядка 22 тыс. новых транспортных средств, а в неторговом – 227 тыс. (легально, полулегально, нелегально и даже криминально)».

На то время существовало более десятка теневых схем импорта, целью которых было частичное или же полное уклонение от уплаты налогов. По оценкам всех экспертов, тогда ежегодные потери бюджета от неконтролированного импорта составляли 800-900 млн долл. США».

Курсовые колебания

Объем авторынка зависел непосредственно от стабильности национальной экономики, а также от курса гривны по отношению к доллару и евро. Как только наблюдалось заметное падение валюты (1999–2001, конец 2008, 2013–2014 гг.), украинцы резко отказывались от покупки автомобилей. Но стоило ситуации в экономике стабилизироваться – и продажи росли.

«Украинский авторынок за 20 лет совершил стремительный взлет и не менее стремительное падение, – считает директор ИАГ Auto-Consulting Олег Омельницкий. – В 1997 году в Украине было продано 30 тыс. новых легковых автомобилей. В 2016 году – 64,5 тыс. Если сравнивать эти две цифры, то динамика не впечатляет. Но за это время авторынок успел взлететь к показателю в 623 тыс. автомобилей, занять 7-е место в Европе и резко обвалиться».

Пиковым по объему продаж, как и по количеству страниц в печатных изданиях «Автоцентр» и «Автобазар» стал 2008 год. Тогда в нашей стране было продано 608 тыс. новых авто. А общий рынок (включая внутренние перепродажи) перевалил за миллион!

Кроме того, на структуру и объем украинского авторынка существенно влияло законодательство, которое в нашей стране постоянно меняется. Так, принятие в 1998 г. закона «О стимулировании автомобилестроения» для развития честного автопрома вместе с повышением пошлин на импорт автомобилей создало тенденцию к уменьшению количества подер­жанных автомобилей для ввоза и повышению уровня внутреннего производства.

Государство часто повышало или снижало ввозные пошлины, а также меняло акцизы, вводило, отменяло временные или дополнительные сборы. В ответ на эти действия рынок реагировал моментально: активно рос перед заградительными мерами или переживал стагнацию во время их действия.

«Путь взлетов и падений, который прошел отечественный авторынок за два десятилетия, тесно связан с ситуацией в нашей стране, – говорит менеджер концерна Volkswagen AG Роман Кузьмин. – От частного (как правило, серого) импорта – к цивилизованному каналу поставок, интегрированному в мировую автомобильную систему».

В Украине очень много концептуальных автоцентров, которые построены по мировым стандартам и предполагают весь комплекс обслуживания клиентов: продажа автомобилей, финансовые услуги, технический сервис и запчасти.

Аналогично развивался рынок автомобильных услуг, запчастей и аксессуаров. «Конкуренция в то время была не столь жесткой, но и опыта ведения бизнеса, к сожалению, все еще не хватало, – заявляет генеральный директор компании по продаже смазочных материалов «Камион-Оил» Ольга Гуцал. – Например, два десятка лет назад было 10-12 импортных торговых марок масел, сейчас – свыше сотни. В то же время наши клиенты теперь не столь требовательны. Если 20 лет назад человек, покупающий моторное масло, хотел многое о нем знать, чтобы сделать правильный выбор, то сегодня покупателю все равно, главное для него – популярность торговой марки».

Разницу в потребительских предпочтениях за столь короткий исторический период заметил и Олег Омельницкий: «Кардинально изменилась культура владения автомобилем, его сервиса. Сейчас уже мало кто будет покупать новую машину, а затем обслуживать и ремонтировать ее самостоятельно. А 20 лет назад это было сплошь и рядом».

В кризисные времена объемы продаж премиум-марок падают не настолько стремительно, как бюджетных.

До стабильности далеко…

«В отрасли автопроизводства Украина проиграла все, что только можно было, – говорит аналитик авторынка Олег Омельницкий. – Спустя 20 лет метаний мы оказались у разбитого корыта, полностью лишившись автомобильного производства. За это же время у наших соседей построены новые автомобильные заводы, которые экспортируют продукцию по всему миру».

С вступлением Украины в ЕС были установлены четкие правила либерализации торговли. Но даже в таких условиях политика страны в вопросе ввоза и производства машин не стала прозрачной и прогнозируемой. Более того, за последние годы активизировался процесс временного ввоза автомобилей с иностранными номерами, который прекратился в первые годы выпуска «Автоцентра».

Объем рынка новых машин сегодня всего вдвое отличается от такового 20 лет назад. Хотя по развитию инфраструктуры салонов и сервиса он выше уровня конца 90-х и почти достиг европейской планки. Что ж, истории свойственна цикличность. И сегодня наш авторынок, похоже, снова на его начальном этапе. Благо за спадом и стагнацией всегда следуют развитие и рост…

Мнения

Олег Омельницкий

1997 – начальник отдела автомобилестроения издательства «Автопрофи»
2017 – директор информационно-аналитической группы AUTO-Consulting

За 20 лет кардинально изменилась структура авторынка, культура пользования автомобилем и критерии его выбора. В Украине это стало больше походить на европейский вариант (популярные в стране бренды, предпочтения относительно дизельных авто и электромобилей). Несмотря на то, что 20 лет назад рынок был лишь вдвое меньше, чем в 2016 г., он на 80% состоял из авто производства стран СНГ – ВАЗ, ГАЗ, ИЖ и т.д. Тогда казалось, что нескоро с ними сможет кто-либо конкурировать. Но прошло время – и ВАЗ занимает менее 1% украинского рынка, а ЗАЗ – 3%.

Теперь более популярными стали иномарки. Это величайшая трансформация не только авторынка, но и сознания потребителей, культуры сервиса и автомобильных взглядов украинцев. Согласно этому критерию мы точно стали европейцами!

Роман Кузьмин

1997 – генеральный Директор СП «Нико-Киев», официального дилера Mitsubishi Motors в Украине
2017 – начальник отдела Департамента управления дистрибуторами концерна Volkwagen AG (Вольсбург, Германия)

От рынка 20-летней давности остался только покупатель, который заметно эволюционировал: стал более требовательным и знающим. В остальном произошли кардинальные изменения. Построены полноценные дилерские центры, улучшаются условия приобретения автомобилей в кредит, лизинг и программы по привлечению клиентов в салоны. Авторынок стал очень конкурентной средой. И без ложной скромности замечу, что в Украине он достиг уровня развитых европейских стран. Чего не скажешь о стране в целом. У меня была возможность работать на разных рынках, в том числе Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Поэтому я могу с полной ответственностью утверждать, что уровень технологий по работе с клиентами, подготовки персонала, используемых методик по продажам и обслуживанию в Украине соответствует лучшим европейским практикам. Автобизнес – это предпринимальство с конкретным собственником, участвующим в операционной деятельности, который  заинтересован в результате. Импортеры – дочерние структуры заводов-изготовителей, где менеджмент – на достойном уровне. Соответственно, в автобизнесе довольно высокий профессионализм по всей цепочке – от завода-изготовителя до консультанта-механика. В автобизнесе нет той коррупции, в которой погрязла страна, вследствие чего государственной собственностью управляют неумело и непрофессионально.

Петро Рондяк

1997 – заступник директора «Віннер Імпортс Україна»
2017 – голова правління «Віннер Груп Україна»

Український авторинок суттєво змінився за усіма показниками. Інфраструктура тут вражає. Витонченість смаку клієнтів та очікування щодо рівня сервісу значно зросли. Спершу досягненням було доправити автомобілі на майданчик в Україні.
Нинi ми маємо концептуальні дилерські центри, що відповідають вимогам корпоративної ідентичності брендів і мають розгалужені мережі продажу й післяпродажного обслуговування та ­сучасне технічне обладнання. Не змінилися базові засади автобізнесу. Як і раніше, наші клієнти прагнуть отримувати безпечні, надійні, стильні й економічно ефективні транспортні засоби, за допомогою яких вони та їхні близькі зможуть пересуватися у просторі. Кардинально змінилися фізична інфраструктура, дилерські центри, професійний рівень і підготовка наших команд. Останнє відбулося завдяки значним інвестиціям кожного з брендів, які ми представляємо, у процес. Клієнти задоволені нашими ініціативами в Україні.  Коли ми починали 25 років тому, концептуальні дилерські центри та «Віннер Коледж» були мрією. Нині це стало реальністю. Впродовж років усі наші бренди покращили та розширили свою продуктову лінійку. Портфель продуктів, які ми представляємо, є найкращим у класi. Завдяки розвинутій мережі та якісному клієнтському сервісу в Україні наші бренди завжди у топ-10 рейтингів.

Олег Папашев

1997 – генеральный директор Запорожского автомобильного завода
2017 – вице-президент корпорации «УкрАВТО» по производству

За истекшие 20 лет в стране и на автомобильном рынке в часности изменилось очень многое. Существенно расширилась география официального импорта, структура рынка, появились цивилизованные торговые сети дистрибуторов мировых автомобильных брендов. Изменился образ покупателя и его требования к транспортному средству. Улучшилась нормативно-законодательная база, регулирующая импорт и торговлю новыми и подержанными автомобилями.

Неизменным осталось только одно – отсутствие у политиков желания и интереса развивать свою промышленность.

Сейчас автомобили национального производства охватывают всего около 12% новых продаж. Экономическая политика Украины все так же пронизана популизмом. История борьбы государства за интеграцию в мировые рынки наглядно демонстрирует, что на первое место власть всегда выдвигала политические лозунги, собственные амбиции и статусность в ущерб экономически выгодным условиям для развития промышленности, создания новых рабочих мест, благоприятных инвестиционных условий, увеличения национальной добавочной стоимости. Украина уже 11 лет пребывает в статусе страны с рыночной экономикой.

Девятый год мы в ВТО, подписано Соглашение об ассоциации с ЕС, действует Соглашение о свободной торговле с ЕС. А что эти статусы дали предприятиям автомобильной промышленности Украины, кроме новых требований и проблем? Импорт готового товара в Украину по-прежнему выгоднее, чем вложение капитала в его производство у нас. Посмотрите на опыт Словакии. Там уже третий год подряд производят 1 млн авто в год.

Александр Тимофеев

1997 – генеральный менеджер Winner Imports Ukraine – официальный дистрибьютор Ford Motor Company
2017 – генеральный директор компании «АВТ Бавария» – официальный импортер автомобилей BMW в Украине

За двадцать лет автомобильный рынок не просто изменился, он стал кардинально иным. В первую очередь, возросло число продаваемых автомобилей, во-вторых, автомобильные компании теперь больше ориентируются на клиента, развивая новые системы маркетинга и привлекая большое количество покупателей. К сожалению, авторынок является вторичным звеном в экономической цепочке. Он крайне зависит от настроений на национальном и мировом рынках. Например, в 2008 году был установлен рекорд продаж на украинском автомобильном рынке. Наша страна стала 7-м авторынком в Европе. Но обрушившийся всемирный кризис сильно ударил по экономике и повлек за собой обвал в этой сфере. Несмотря ни на что, развитие менеджмента автомобильных компаний за последние годы опередило развитие системы руководства правящих структур нашей страны. Позиционирование бренда BMW претерпело кардинальные изменения благодаря упорному труду всей команды. Марка, приверженцами которой некогда были представители преступного мира, выросла до уважаемого деловыми людьми премиального сегмента. Этому способствовало расширение модельного ряда компании, новый дизайн автомобилей и внедрение передовых технологий. Что, в свою очередь, привело к расширению целевой аудитории BMW.

Ольга Гуцал

1997 – 2017 – генеральный директор компании «Камион-Оил», официального импортера немецких моторных масел Liqui Moly и Bizol в Украине

20 лет назад правила ведения бизнеса практически отсутствовали. Если сравнивать с Германией, то в Украине они до сих пор неурегулированы. Но если говорить о рынке 20-летней давности, у нас сейчас – практически системный бизнес. На протяжении этого периода налоговая и таможенная системы менялись совместными усилиями предпринимателей и госорганов. Сегодня мы работаем по европейским стандартам, идем в ногу с общемировыми тенденциями. Впрочем, если взглянуть на рынок с позиции времени и изменений, то наш прогресс может показаться незначительным. Мы очень медленно шли к онлайн-продажам, глобализации, а также – к изменению потребительских предпочтений. Пережили всплеск популярности дорогих автомобилей и теперь во­з­вра­щаемся к осознанию автомобиля как удобного средства передвижения

А вот что не изменилось – так это наше позиционирование на рынке бренда Liqui Moly. Мы остались верными высокому качеству, продавая современный и высокотехнологичный товар, который говорит сам за себя и не может быть дешевым. Вот почему у нас так много постоянных клиентов.

Мы создали сеть авторизованных сервисов Liqui Moly по замене технических жидкостей, которые работают в соответствии с европейскими стандартами. Наш бренд и компанию все знают и относятся к нам хорошо. И если для этого стоило потратить 20 лет моей жизни, то они точно прошли не зря!

В будущем перемены будут случаться с гораздо большей скоростью. Уверяю вас: кардинальные изменения еще впереди.

Сергій Дашко

1997 – президент, співзасновник «Дніпро Мотор Інвест», офіційного дистриб’ютора Honda Motor Co. Ltd. в Україні
2017 – директор, співзасновник «Прайд Мотор», офіційного дистриб’ютора Honda Motor Co. Ltd. в Україні

На жаль, за кількісними показниками український авторинок майже не змінився. Незначний обсяг продажу нових автомобілів пояснюється дуже повільним розвитком країни та її економіки. Наше законодавство досі є нестабільним. Як і раніше, бракує кваліфікованих кадрів, особливо на сервісі. Зокрема, ринок уживаних автомобілів досі несформований. Утім, клієнти не надто змінили вподобання щодо класу машини. А от iз якiстю послуг ситуація зовсім інакша. Зокрема, офіційні дилери світових марок автомобілів значно покращили свої виробничі можливості, а також підвищили рівень кваліфікації працівників, збагатили досвід роботи, що позитивно вплинуло на якість усього виробничого процесу і продукції зокрема. В Україні представлені майже всі автомобільні марки. Моделей та модифікацій значно більше, ніж два десятиліття тому. Сучасний ринок структурований за марками та представлений у всіх регіонах. В Україні доволі добре розвинута система автострахування, є також автокредитування, процвітає бізнес супутніх автотоварів, запасних частин та аксесуарів. Більшість автомобільних марок нині представлено заводськими або великими закордонними торговельними компаніями. На мій погляд, рівень розвитку автомобільного ринку значно випереджає розвиток економіки нашої країни загалом.