У покупателей б/у автомобилей в России вскоре появится дополнительная возможность избежать мошеннических схем.
Граждане России смогут узнать, не заложен ли покупаемый автомобиль по банковскому кредиту. Не дожидаясь принятия закона о регистрации залогов, Национальное бюро кредитных историй планирует до конца месяца начать предоставление гражданам такой информации в порядке частной инициативы. В настоящее время до 5% всех приобретенных в кредит автомобилей затем продается с использованием «серых» схем.
Уже с конца мая 2011 года граждане РФ смогут получить информацию о том, не является ли покупаемый на вторичном рынке автомобиль заложенным в банке по кредиту, обратившись в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) либо к его агентам, информирует kommersant.ru, ссылаясь на НБКИ. По словам гендиректора НБКИ Александра Викулина, впоследствии планируется предоставлять информацию через сайт бюро, введя vin-code автомобиля. По словам господина Викулина, количество автомобилей, о которых НБКИ имеет информацию, к концу мая достигнет 200 тыс. Это около трети всех проданных в кредит машин, считают участники рынка. «За 2010 год в кредит было продано около 637 тыс. автомобилей на сумму более $10 млрд.», – указывает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
«С использованием «серых» схем сейчас перепродается до 5% всех приобретенных в кредит автомобилей», – указывает директор департамента розничных продаж Промсвязьбанка Егор Шкерин. В отсутствие регистрации залогов на движимое имущество, в том числе автомобили, единственным документом, удостоверяющим права банка на кредитный автомобиль, является паспорт транспортного средства (ПТС), который хранится в банке.
При этом автомобиль является собственностью заемщика и зарегистрирован на его имя, поэтому мошенники, сдав ПТС в банк, заявляют о его утере в ГИБДД и, получив дубликат, продают машину, а затем скрываются от банка, не выплачивая кредит.
Пострадавшей стороной оказывается и покупатель автомобиля из-под залога. «В случае покупки заложенного автомобиля наименее защищенной стороной является именно покупатель, – указывает партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. – Ведь после того, как выплаты по кредиту на машину не поступают, банк обращает взыскание на заложенное имущество, и покупатель должен передать автомобиль банку. Конечно, покупатель имеет право подать иск к мошеннику, но, как правило, найти его уже невозможно».
Для борьбы с подобными схемами Минфином был разработан проект закона «О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества». В феврале проект был опубликован на сайте министерства. Документ излагает требования к содержанию уведомления и регулирует процедуру регистрации. Суть состоит в том, что у залогодержателя, госоргана или суда появится новая обязанность – уведомить уполномоченное бюро кредитных историй о том, что определенное движимое имущество передано под залог или обременено иным образом (на него обращено взыскание или наложен арест). Предоставлять выписки о состоянии имущества по запросу заинтересованных лиц будут бюро кредитных историй. Узнать, в каком из бюро находятся данные по конкретной машине, можно будет в Центральном каталоге кредитных историй.
Также проект вводит требования, по которым бюро, регистрирующие уведомления и ведущие реестр, должны обладать уставным капиталом не менее 10 млн. руб. и иметь договоры об оказании информационных услуг минимум с 50 кредитными организациями. По словам гендиректора кредитного бюро «Эквифакс Кредит Сервисиз» Олега Лагуткина, отвечать таким требованиям смогут лишь три-пять БКИ, в которых хранится около 98% всех историй.
До принятия закона получить информацию о заложенном имуществе может только сам заемщик или его кредитор, согласно закону о кредитных историях. Предоставить гражданам такую возможность помимо НБКИ планируют и другие участники рынка. По словам господина Лагуткина, «Эквифакс Кредит Сервисиз» уже собирает информацию о залоговых автомобилях и к концу лета планирует открыть доступ к ней через интернет. «Однако многое будет зависеть от того, в каком виде и когда будет принят законопроект, разработанный Минфином», – добавляет он. Согласен с необходимостью допуска физических лиц к информации о залогах и гендиректор БКИ «Экспириан-Интерфакс» Даниэль Зелинский. «Мы также готовим проект, позволяющий бороться с мошенничеством при покупке автомобилей в кредит,- указывает господин Зелинский. – Пока не ясно, будет ли он запущен до вступления в силу нового закона».
Впрочем, сервис НБКИ, а также аналогичные сервисы других бюро вряд ли позволят полностью решить проблему мошенничества при перепродаже автомобилей, указывают эксперты. По словам господина Шкерина, постоянно придумываются новые способы продажи залоговых автомобилей. «Однако при условии, что НБКИ удастся собрать большой объем информации, бороться с существующими схемами будет проще», – отмечает он. Соглашается с этим и директор дирекции оценки и методологии рисков ОТП-банка Сергей Капустин, уточняя, что «полностью решить проблему можно будет лишь после вступления в силу соответствующего закона». «Банки учитывают возможность мошенничеств и закладывает риски в стоимость автокредитов, – говорит начальник отдела разработки продуктов автокредитования Юникредитбанка Андрей Коченков. – Если БКИ смогут сделать данные о заложенных автомобилях общедоступными, это снизит риски, что, безусловно, скажется на стоимости кредитов».