Томас Рушитцка, директор компании «Порше Украина» – импортера автомобилей Audi, Seat и Volkswagen, рассказал «Автоцентру» о принципах работы компании, своем отношении к автомобилям и рыночной ситуации в нашей стране.
Томас Рушитцка, директор компании «Порше Украина» – импортера автомобилей Audi, Seat и Volkswagen, рассказал «Автоцентру» о принципах работы компании, своем отношении к автомобилям и рыночной ситуации в нашей стране.
Томас Рушитцка, директор компании «Порше Украина» – импортера автомобилей Audi, Seat и Volkswagen, рассказал «Автоцентру» о принципах работы компании, своем отношении к автомобилям и рыночной ситуации в нашей стране.
«Автоцентр»: Приезд в Украину – очередной этап в вашей карьере. Где вы трудились раньше и как стали управлять украинской компанией в составе холдинга «Порше»?
Автомобили для вас – только работа или еще и увлечение? На чем вы ездите?
Т. Р.: Конечно, это и то, и другое. Я рад, что продаю именно автомобили, а не что-либо иное. И нам очень повезло, что мы работаем с такими брендами, которые не очень сложно продавать. Я могу быть необъективным, но искренне считаю, что мы продаем автомобили самых лучших брендов. В Украине я езжу на Audi Q7 – здесь такие дороги, что нужно передвигаться на внедорожниках. Но моим личным автомобилем мог бы быть Audi A6 Allroad. Для своей жены, которая живет в Австрии, я купил VW Golf – считаю, что это самый универсальный автомобиль, какой только можно себе представить.
Как относится к вашей работе семья?
Т. Р.: Мои родные уже привыкли, что в рабочие дни я живу в Украине, а в выходные – в Австрии. С учетом работы в Болгарии, так продолжается уже восемь лет. И семья меня поддерживает, несмотря на такой режим.
Как построен ваш график в течение рабочего дня и недели? На все ли хватает времени?
Т. Р.: Для меня каждый день уникален, и четкого графика не существует. Рутина исключается – я противник бесконечных заседаний и длинные совещания провожу только тогда, когда это действительно необходимо. Очень много общаюсь со своими сотрудниками, но чаще всего индивидуально. Основная часть моего рабочего дня – это общение с сотрудниками, но еще частенько приходится обмениваться информацией с коллегами из Австрии и Германии, нашими дилерами. Как только я пришел на эту должность, мы посетили всех самых крупных украинских дилеров. Для нас они – как клиенты, без них нам нечего здесь делать и мы пытаемся их всячески поддерживать. Я был очень приятно удивлен качеством работы дилерской сети – украинские дилеры одни из лучших в Европе. И хотя я много путешествую, в Украине мне на все хватает времени – его разве что самую малость недостает на обучение русскому языку.
Есть ли разница в украинском и западном подходе к бизнесу? В чем она выражается?
Т. Р.: Первое, что меня впечатлило в Украине, – большое количество бюрократии, ведь раньше я никогда не подписывал столько бумаг! У вас очень важна роль бухгалтерии – если в другой стране я сначала продаю автомобиль, а потом иду в бухгалтерию, то в Украине я должен сначала спросить бухгалтерию, как это правильно сделать, и только потом делать бизнес. Но на самом деле нет огромной разницы в подходе к бизнесу в вашей стране и в Европе. Коррупция существует везде, не только в Украине. Но «Порше Украина» – очень правильная компания, мы работаем «по-белому», платим все налоги и при этом получаем прибыль.
По вашему мнению, автомобильный рынок в мире и Украине сегодня на подъеме или переживает кризис? Как работать в данных обстоятельствах?
Т. Р.: Сейчас рынок в Европе очень слабый, ощущается кризис. В других странах мира авторынок чувствует себя неплохо. В Украине же ситуация может меняться очень резко, как, например, в настоящий момент с введением спецпошлины на импортные автомобили. Это, несомненно, отразится на общем объеме продаж. С другой стороны, когда в вашей стране был рынок в 600–700 тысяч новых автомобилей – это искусственно созданный показатель, не соответствующий реальности. Конечно же, украинский рынок будет развиваться, но большого скачка мы не ожидаем. Авторынок – это всегда зеркало экономики, и он начнет расти, когда у людей появятся деньги.
По итогам 2012 года доля рынка марок VW и Audi выросла. За счет чего это было достигнуто?
Т. Р.: Прежде всего, залог успеха – в очень хорошей, даже лучшей команде, которая ставит высокие цели. Мы стараемся развивать как своих сотрудников, так и дилеров. Еще одно наше преимущество – мы пользуемся различными ноу-хау «Порше Холдинга», которые он применял на других рынках, и переносим их в Украину. В то же время у нас есть независимость, то есть право многое решать на месте. Я вполне доверяю людям, работающим в отделах продаж, – они хорошо знают, что нужно рынку, и имеют право очень многое решать без моего участия.
Я могу быть необъективным, но искренне считаю, что мы продаем автомобили самых лучших брендов. Мы стремимся в Украине достичь доли рынка в 8% для легкового Volkswagen, а Audi должен стать брендом № 1 в премиум-сегменте.
Не будут ли автомобили Seat, которые выведены вами на рынок в этом году, создавать конкуренцию моделям VW?
Т. Р.: Возможно, есть частичная конкуренция, она существует даже между некоторыми моделями Audi и Volkswagen. Но, на мой взгляд, клиенты Volkswagen и Seat – это разные люди. И лучше мы будем расширять линейку брендов, чем бояться конкуренции между ними.
Компания «Порше» со дня своего прихода в Украину постоянно пополняет портфель марок, которые она импортирует. Есть ли планы по новым брендам?
Т. Р.: У нас нет планов по добавлению новых брендов.
Какова цель компании на ближайшие годы?
Т. Р.: Наша главная цель – увеличить долю рынка. Мы не можем повлиять на уровень продаж в Украине, но увеличить долю рынка наших брендов нам под силу. К примеру, мы стремимся достигнуть доли в 8% для легковых Volkswagen, Audi должен cтать брендом № 1 в премиум-сегменте. С Seat мы работаем первый год и планируем продать около 1000 автомобилей. При этом по испанскому бренду более важной целью для нас является не количество: в первую очередь, мы стремимся обеспечить наших клиентов качественным сервисом по всей территории Украины, высоким уровнем обслуживания, расширить дилерскую сеть и повысить ее качество.
Мы не ставим перед собой цель предложить автомобиль дешевле, чем у конкурентов. Мы думаем о долгосрочной перспективе, когда выстраиваем отношения с нашими клиентами – предоставляем выгодные условия по финансированию, улучшаем наш сервис.
За счет чего будет увеличиваться ваша доля рынка?
Т. Р.: Стоимость автомобиля, конечно, важна, но это не решающий фактор при покупке машины. Мы не ставим перед собой цели предложить автомобиль дешевле, чем у конкурентов, хотя у нас хорошие цены и есть финансирование. Мы думаем о более долгосрочной перспективе. Выстраиваем отношения с нашими клиентами – предоставляем финансирование, улучшаем сервис. Таким образом зарабатывается доверие. И если клиенты остаются с нами надолго, то следующий автомобиль они тоже купят у нас. Такой результат не достигается за один год, это кропотливая работа, которая проводится в течение многих лет.
В связи с развитием Интернета и мобильной связи многие покупки уже совершаются удаленно. Как вы считаете, не коснется ли это в ближайшее время и автомобилей?
Т. Р.: Мы используем новые медиа-каналы, чтобы можно было оперативно общаться с нашими клиентами. К примеру, я могу получить SMS-сообщение, когда автомобиль вышел из сервисной зоны, или увидеть с помощью смартфона, когда моя машина будет находиться в производстве и в какое время она приедет ко мне. Конечно, клиенты очень активно используют все новые возможности. Но все же самым важным, на мой взгляд, остается контакт клиента с продавцом, и мы вкладываем немало денег, чтобы добиться живого контакта между ними. Ведь человек вряд ли решится на покупку автомобиля, не потрогав его, не проведя тест-драйв, наконец, не посмотрев в глаза человеку, которому он отдает большую сумму денег! И в будущем это вряд ли изменится.
Биографическая справка
Томас Рушитцка родился в г. Зальцбурге 21 января 1975 года. В 2001 году в Инсбруке получил высшее образование в области международной экономики и бизнес-администрирования. С 2002 года трудится в структуре Porsche Holding GmbH. В течение двух лет работал финансовым консультантом в центральном офисе в Зальцбурге. С июня 2004 года, со дня основания компании «Порше Болгария», 4 года был ее финансовым директором. С февраля 2008-го по август 2012-го – директор «Порше Болгария». С сентября 2012-го – директор «Порше Украина».