Есть люди, которые просто пахнут будущим, и именно их я выбираю
Уже два года подряд в Украине определяют двадцатку лучших топ-менеджеров страны. И два года в их числе оказывается только одна женщина. С ней – Ольгой Семеновной Гуцал, генеральным директором компании «Камион-Оил», мы говорим о тайных и явных составляющих успеха.
Уже два года подряд в Украине определяют двадцатку лучших топ-менеджеров страны. И два года в их числе оказывается только одна женщина. С ней – Ольгой Семеновной Гуцал, генеральным директором компании «Камион-Оил», мы говорим о тайных и явных составляющих успеха. |
«АЦ»: Ольга Семеновна, наверное, приятно добиться столь высокого признания?
Ольга Гуцал: Да, это предмет моей гордости. Двадцатку определяет журнал «Компаньон». Его подписчикам были разосланы анкеты, в которых просили назвать лучших менеджеров и объяснить, почему их считают лучшими. Я очень уважительно отношусь к результатам этого рейтинга, поскольку он демонстрирует, что сами менеджеры думают о менеджерах. В голосовании принимали участие люди, которые понимают, что ты делаешь, и уважают тебя за то, как ты это делаешь.
«АЦ»: Вы согласны с утверждением, что руководителем нужно родиться?
О.Г.: И да и нет. Есть одно качество, которое ведет к успеху – это способность видеть завтра и послезавтра и хотеть этого завтра и послезавтра. Наверное, это врожденное качество. И те люди, которые хотят большего, чем остальные, на самом деле достигают высоких результатов. А еще надо уметь работать каждый день – это тоже свойственно далеко не всем. Но это качество можно выработать в себе. Расскажу пример из жизни: в восьмом классе я попросила родителей перевести меня в математическую школу – в обычной на уроках математики мне стало просто неинтересно. Полгода в новом классе мне пришлось тяжело поработать, но в итоге я оказалась в первой тройке учеников. И я помню это удовольствие, когда за счет трудной, может, даже неприятной работы ты переходишь на новую стадию, а там точно лучше. Практика показывает, что чем больше работаешь, тем легче жить. Так что я постоянно повышаю свою жизненную планку. И так складывалось в жизни, что я часто оказывалась на руководящих постах.
«АЦ»: А как живется детям, у которых мама – руководитель?
О.Г.: Моему сыну сейчас 17 лет. Он рано пошел в школу и теперь уже учится на втором курсе Института международных отношений. Когда я занялась бизнесом, ему исполнилось полтора года. Конечно, вначале было очень тяжело. Я была «воскресной» мамой: в понедельник утром сдавала сына няне, а в пятницу вечером, уже «мертвая» от усталости, забирала его, и мы проводили вместе субботу и воскресенье. И только когда он пошел в первый класс, я смогла купить квартиру в полутора кварталах от того места, где жили родители. Это дало возможность забирать сына каждую ночь к себе. Так он и жил то дома, то у бабушки с дедушкой – рос, как трава. Но при этом вырос очень умным и свободным. Он говорит на двух иностранных языках, недавно ездил на стажировку в немецкий офис Liqui Moly. При этом жил один в гостинице, сам питался, гулял по городу, читал книги. В общем, он очень самодостаточный, спокойный, уверенный в своих силах.
«АЦ»: Как образовалась и развивалась компания, которую Вы возглавляете?
О.Г.: В 1996 году мы подписали договор, и «Камион-Оил» стал эксклюзивным дистрибьютором торговой марки Liqui Moly в Украине. Потом начали создавать здесь дилерскую сеть, вкладывать деньги в продвижение марки на рынке. В 1997 году мы первыми ввезли в Украину масло с дисульфидом молибдена. Аналогов ему у нас тогда не было. Оно быстро стало очень популярным, а мы уже через год после начала работы стали третьими среди продавцов масел, присадок и автокосметики.
В 2001 году мы получили право на эксклюзивную дистрибьюцию марки Liqui Moly в Польше. Это было действительно уникальное событие. Обычно цепочка выглядит так: например, немецкая марка сначала продается в Германии, затем в странах Восточной Европы (допустим, в той же Польше), а уже потом – в России и Украине. У нас все вышло по-другому. Сначала мы получили эксклюзивное право представлять марку Liqui Moly в нашей стране. Затем помогали развивать этот бизнес в России, а потом производитель, видя, как мы построили работу у себя, дал нам эксклюзивное право представлять продукцию в Польше.
«АЦ»: На какой стадии развития находится компания сейчас?
О.Г.: Думаю, мы очень выросли. Бизнес проходит те же стадии становления, что и человек. Сначала он подобен ребенку – все пробует, тычется, и пока пальцы в розетку не сунет, никакие учебники не объяснят, что этого делать нельзя. Потом наступает момент, когда нам кажется, что мы уже достигли высот и даже поднялись на ступеньку выше. Дальше, годам к двадцати семи, наступает прозрение, и ты понимаешь, что ты нормальный, такой, как все. И что, конечно, будешь самым богатым и знаменитым, но для этого надо поработать. Компания «Камион-Оил» как раз пришла к этому возрасту, то есть субъективно нам 25 – 27 лет. Мы выросли, многому научились и сейчас можем больше, чем раньше. Но мы очень молоды и еще многое сделаем.
«АЦ»: В каком направлении Вы сейчас развиваетесь?
О.Г.: Мы пошли по пути, необычному для автомобильного бизнеса. «Камион-Оил» не остался монобрэндовой компанией – мы не только продавцы масла. Год назад мы привезли в Украину немецкое и швейцарское оборудование для станций технического обслуживания. Оно очень специфическое и предназначено для работы с техническими жидкостями. Это оборудование дороже итальянского, которое представлено сейчас на рынке. Но его покупают не каждый день. И в условиях, когда станции техобслуживания начнут конкурировать, выиграют те, у кого техническая база лучше, а сервис – качественнее. Кроме того, мы придумали новую форму обслуживания – авторизованные сервисные центры.
«АЦ»: Что они собой представляют и как возникла идея их создания?
О.Г.: Сейчас, чтобы заменить масло, многим автовладельцам нужно ехать на СТО, выписывать наряды, потом оставлять машину на полдня или дольше и т.д. Эта процедура мало кому нравится. Но ведь замена жидкостей – это не ремонт, и ее не обязательно делать на сервисной станции. Основная идея наших авторизованных центров в том, чтобы дать автовладельцу возможность заменить масло в машине быстро и без заезда на СТО. Мы собираемся создать 400 центров по Украине, чтобы каждый смог это сделать просто по дороге домой. Сейчас уже открыто 167 таких центров, 33 из них – в Киеве. На замену масла и других жидкостей в одном автомобиле там тратят не более получаса. Подобные пункты существуют в Америке, а в Европе я такого не видела. В общем, бизнес развивается активно, и есть еще ряд проектов, которые ждут своей реализации.
«АЦ»: Сервисные центры станут частью Вашей дилерской сети?
О.Г.: Нет, это будут самостоятельные компании. Их смогут возглавить люди, которые решили открыть свой бизнес и имеют для этого небольшой капитал. Мы будем только передавать права и поставлять в центры оборудование и расходные материалы.
«АЦ»: Мастерство руководителя, умение держать все под контролем, наверное, требуют изрядной доли твердости или даже жесткости. Как это уживается с Вашей женской природой?
О.Г.: Не могу сказать, что я жесткая. Но как руководителю мне, конечно, приходится иногда проявлять твердость, особенно если речь идет о конфликтных ситуациях. Приведу пример: стало известно, что две из 18-ти наших дилерских компаний стали работать с другим брэндом. В общем-то, я могу их понять. Они выросли (кстати, и с нашей помощью), почувствовали свои силы и теперь захотели большего. Они пошли по самому известному им, но не самому, на мой взгляд, выгодному пути – стали продавать похожий товар в ущерб работе с маркой Liqui Moly. Потому что сложно, продавая один продукт семь лет, вдруг начать продавать другой. Покупателю приходится объяснять причину перемен. И эти дилеры, к сожалению, стали говорить, что у Liqui Moly проблемы и они продают другой продукт, чтобы себя подстраховать.
«АЦ»: Как Вы планируете выйти из этой ситуации?
О.Г.: Если компромисс в ближайшее время не будет найден, они перестанут работать с маркой Liqui Moly, и очень скоро. Я уважаю конкуренцию, но она должна быть корректной, цивилизованной. Образованные, умные, интеллигентные люди не клевещут на других, чтобы продать свой товар. На самом деле меня очень огорчила эта ситуация – я всегда была уверена, что с нашими партнерами такого не случится. У нас существует правило: мы всегда помогаем своим дилерам. Первые три года работы компании «Камион-Оил» мы тратили всю прибыль на развитие дилеров и всегда выполняли свои обязательства по отношению к ним. Это не признак слабости. Я – женщина, и у меня действительно другие методы работы – в чем-то более мягкие и лояльные. И, может быть, кто-то ошибочно решил, что мягкость – это слабость. Но я не слабенькая и не добренькая! Так что мы будем с такими дилерами расставаться.
«АЦ»: Есть ли признаки, по которым Вы определяете, можно вести бизнес с тем или иным человеком или нет?
О.Г.: У меня это не происходит постепенно. Таких людей видно сразу. В них есть что-то особенное – просто «бегущая строка» на лбу. Это – те люди, у которых есть будущее. И я к ним очень расположена. То есть сразу вижу, стоит с человеком работать или нет. Бывают, конечно, промашки – я не оракул, но процент попадания очень высокий. Я общаюсь с людьми и знаю, кто из них пахнет успехом, удачей, работоспособностью. Есть люди, которые просто пахнут будущим, и именно их я выбираю.
Гуцал Ольга Семеновна | |
| |