Дизельное топливо вытесняет бензин
Доля дизельного топлива, как и в странах Европы, растет, а бензина – снижается. Украинские потребители вынуждены экономить, и такая тенденция сохранится, отмечают эксперты. Это заставляет автодилеров увеличивать в своих портфелях количество моделей с дизельными двигателями, а нефтепереработчиков – инвестировать в производство более качественного дизельного топлива.
На прошедшей конференции Petroleum Ukraine 2011 вице-президент по продажам, трейдингу и логистике «ТНК-ВР Коммерс» Елена Алексеева сообщила, что в I полугодии объем продаж дизельного топлива в стране вырос на 5,5%, а продажи бензина упали на 1,5%. Эту информацию «Ъ» подтвердили в пресс-службе Минэнерго. «Спрос на дизтопливо в Украине постепенно растет до докризисного уровня в результате увеличения грузоперевозок и роста парка дизельных автомобилей, – заявила госпожа Алексеева. – Спрос на бензин, наоборот, снижается из-за высоких цен и, как следствие, перехода автовладельцев на сжиженный газ, потребление которого ежегодно растет».
Тенденция на украинском рынке повторяет европейскую – в ЕС объем продаж дизтоплива за полгода вырос на 4,5%, а продажи бензина упали на 1,3%, отмечают в ТНК-ВР. В то же время в СНГ продажи бензина выросли на 4,3%, а продажи дизтоплива упали на 6,8%. «В большинстве стран СНГ стоимость бензина намного ниже, чем в Украине, поскольку три крупнейших производителя нефтепродуктов – Россия, Казахстан и Белоруссия – состоят в Таможенном союзе, что позволяет им закупать российскую нефть на 20% дешевле, чем Украине», – объясняет аналитик UPECO Александр Сиренко.
Автодилеры отмечают рост спроса на автомобили с дизельными двигателями. Как рассказал директор департамента маркетинга и рекламы компании «Торговый дом «Нико» (официальный импортер Mitsubishi Motors) Ярослав Вовк, в общей структуре продаж компании в этом году такие автомобили занимают 28% против 15% годом ранее. «Большинство производителей поставляли в страну преимущественно автомобили с бензиновыми двигателями из-за проблем с качественным дизтопливом в Украине и высоким спросом на «дизели» в Европе, – говорит господин Вовк. – Но в последние годы ситуация изменилась. Предложение автомобилей с дизельными двигателями стало гораздо шире, поэтому их доля в продажах растет". Директор по маркетингу группы компаний АИС Сергей Боровик отмечает, что большой спрос на дизельное топливо, скорее всего, создали аграрии и автоперевозчики, бизнес которых в последнее время активно развивается. «Падение спроса на бензин закономерно из-за резкого повышения цен на него в течение года. Автолюбители стали просто меньше использовать личный автотранспорт», – говорит господин Боровик.
Рост спроса на дизтопливо стимулирует инвестиции в нефтепереработку. В начале года Лисичанский НПЗ выпустил пробную партию дизтоплива Евро 5. А Кременчугский НПЗ («Укртатнафта») вчера объявил о завершении реконструкции, которая позволит заводу выпускать топливо с содержанием серы до 0,005%. По словам Елены Алексеевой, объем необходимых инвестиций в повышение качества бензина и ДТ до уровня Евро 5 – около $100 млн., часть из которых – около $40 млн. – компанией уже инвестированы. Общий же их объем в ближайшие десять лет составит $1,1 млрд.
Впрочем, представитель ТНК-ВР отмечает, что для того чтобы полностью перейти на Евро 5, необходимо провести модернизацию, требующую значительных вложений. «В текущих же рыночных условиях говорить о значительных инвестициях сложно», – говорит она. «Собственники украинских НПЗ заинтересованы в инвестициях в улучшение качества дизтоплива, но до тех пор, пока рынок не будет защищен от импортных нефтепродуктов, вряд ли нефтяные компании смогут их реализовать», – говорит главный инвестстратег ИГ «Брокеркредитсервис» Максим Шеин.