Дешевых автомобильных кредитов пока что не будет
Осень 2011 года кардинально изменила ситуацию на автомобильном кредитном рынке: вследствие краткосрочного кризиса банковской ликвидности, когда банки были крайне ограничены в пополнении своей ресурсной базы, стоимость кредитов резко возросла. И хотя, по данным компании «Простобанк Консалтинг», в марте процентные ставки впервые за несколько месяцев пошли вниз, снизившись на 0,11-0,5% в зависимости от групп авто и сроков автомобильного кредитования, займы до сих пор остаются достаточно дорогими. Средняя реальная ставка для иномарок находится на уровне 17-18,6% годовых по кредитам сроком 1-3 года и достигает 19,6-20% по кредитам на 4-7 лет. Если же брать в кредит отечественный автомобиль на 1-3 года, то придется отдавать за него банку 19,3-19,8% каждый год, а если растянуть заем на 4-7 лет – то 18,3-19,7% годовых.
При этом банкиры прогнозируют, что веских оснований для удешевления стоимости автомобильных кредитов пока что нет. «Второй квартал всегда был связан с ростом продаж автомобилей, в том числе в кредит. Поэтому, банки будут предлагать разнообразные программы в рамках сотрудничества с определенными партнерами, пытаясь снизить номинальную процентную ставку, так как именно на нее прежде всего обращает внимание потенциальный заемщик. Однако, говорить о существенном снижении как номинальной, так и эффективной процентной ставки, пока что не стоит», – говорит руководитель группы менеджеров по автомобильному кредитованию «ВТБ Банка» Константин Синельниченко.
Причем, даже изменение учетной ставки Национального банка, которая в конце марта была снижена на 25 базовых пунктов –с 7,75% до 7,5% не окажет серьезного влияния на процентную политику банков. «Хотя банки, которые работают по плавающей ставке, при смягчении монетарной политики НБУ, будут понижать и свои ставки», – рассуждает начальник управления массового рынка «Укрсоцбанка» Любовь Сыроватская. Но, если учесть, что плавающая ставка регулярно пересматривается, а ее окончательный размер зависит не только от уровня доходности депозитов, но и той маржи, которую забирает себе банк, говорить в этом случае о стойкой тенденции снижения достаточно сложно.
Плюс ко всему, перед банками все еще остро стоит вопрос невозврата автомобильных кредитов, автомобильных – в том числе. Например, если верить данным НБУ, то по итогам 2011 года доля «проблемных» займов в портфелях 35 ведущих банков достигает 20-40%. Достаточно внушительная цифра. «Как результат, банки склоны не снижать, а как раз повышать ставки по автомобильным кредитам, чтобы «отбить» потери от недобросовестных заемщиков. Поэтому можно даже ожидать вялотекущего роста реальных ставок по автомобильным кредитам на 1-2% в ближайшее время. К тому же, банки все больше и больше рассматривают передачу выдачи авкторкредитов своим дочерним лизинговым компаниям. Это более выгодно, чем заниматься кредитованием самостоятельно», – подчеркивает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Так что, если в скором будущем появится потребность взять авто в кредит, нужно быть готовым к тому, что банку придется отдавать не менее 20% в год. Кредиты под «докризисные» 14-15% годовых мы увидим еще явно нескоро.
Процентные ставки по автомобильным кредитам на начало апреля 2012 года: