
Что мешает снижению цен на бензин в Украине?
Не так давно об этом заявлял и премьер-министр Украины Николай Азаров. Что может этому помешать? Как сообщает портал biz.liga.net, операторы рынка не против снижения цен на бензин. Но помехой снижению, как ни странно, называют закон о так называемом плавающем акцизе, который и призван стимулировать низкие цены. Напомним: ставка акциза должна меняться в зависимости от динамики мировых цен, компенсируя скачки цен: снижаться, когда цены превышают $125, и повышаться, когда они падают. По расчетам Минэнергоугля, значение корректирующей суммы к ставке акцизного налога на вторую декаду июня составляет: на бензины (+) 35,26 евро за тонну, а на дизтопливо – (+) 8,82 евро за тонну. Повышение ставки акцизного налога до 35 евро за тонну не добавляет оптимизма операторам – добавляет Леонид Косянчук. Он уверен, что привязка к цене на нефть на уровне $125, по достижении которой акциз должен снижаться, неверна: «Средней цены в $125 за последние четыре года не было в природе». Представитель рынка сетует, что операторы вынуждены снижать цены в условиях повышения акциза. «Формула эта сработала с точностью наоборот… И совершенно обоснованы опасения Николая Яновича Азарова, что эта формула и этот дифференцированный акциз дестабилизируют рынок, что, собственно, и происходит сегодня», – подчеркнул Косянчук.
«Сейчас акциз вырос на 35 евро. Что будет потом – вообще неизвестно», – добавляет к словам Косянчука заместитель директора НТЦ Психея Геннадий Рябцев, добавляя, что принятый закон допускает огромное количество толкований. В сложившейся ситуации правительство вряд ли сможет заставить трейдеров выполнять требования о снижении цен, считает эксперт. По его мнению, в нынешних условиях одни трейдеры будут придерживать ресурс и ждать, пока цены вырастут в связи с ростом акциза, другие – откладывать закупку, пока не снизится акциз. А третьи будут спекулировать на этом. «И в этих условиях правительство хочет, чтобы участники экспертно-аналитической группы соблюдали ранее взятые на себя обязательства?», – добавляет он.
В связи с повышением акциза финансовые риски трейдеров возросли, и это тормозит наметившееся снижение цен. В июне экономический потенциал к снижению на уровне 40 копеек на литре А-95, скорее всего, не будет реализован, считает Рябцев. «Он (экономический потенциал) будет конвертирован в страховку от тех возможных потерь, которые понесут трейдеры в связи с ростом акциза, в связи с задержками ресурса на границе, в связи с таможенным оформлением», – констатирует эксперт.
Заметим, что невысокие темпы снижения цен на бензин и прочие нефтепродукты в мае (на бензин А-95 – на 1,5%, на дизельное топливо – на 4,4%) вызвали недоумение у секретариата экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) при Минэнергоугля. В ЭАГ напомнили, что за указанный период средние европейские котировки бензина А-95 снизились на 14,9%, а ДТ – на 11%. В связи с этим цены на украинских заправках должны падать более стремительно и динамично, считают аналитики. По данным консалтинговой группы А-95, на 12 июня средние цены на бензин марки А-95 составляли 11,15 грн./литр (мин. – 10,60, макс. – 11,49), а на дизельное топливо – 9,82 грн. (мин. – 9,45, макс. – 10,25). Примечательно, что с 8 июня цены на дизель ушли ниже отметки в 10 грн. «При этом май для участников рынка нефтепродуктов был довольно прибыльным. Средняя расчетная маржа составляла $222 на тонне (около 1370 л, – ред.). С начала июня прибыльный период длится – средняя расчетная маржа составляет $284 на тонне», – подчеркивают в секретариате.
Учитывая мировые тенденции к снижению цен на нефтепродукты и наличие достаточных запасов горючего на отечественном рынке, секретариат рекомендует участникам рынка соблюсти снижение цен на бензин до 70 коп. за литр, а на дизельное топливо – до 60 коп. за литр.