X

Чиновники будут бороться за качественный бензин

В правительстве собираются ужесточить борьбу с некачественным бензином. В Кабмине готовят постановление о запрете производства топлива по техническим условиям.

В Кабинете министров недовольны качеством бензина, который продается на украинских АЗС, заявил вчера премьер Николай Азаров на встрече с общественными объединениями, занимающимися защитой прав потребителей. «У потребителей большие претензии к качеству бензина. Те, кто сталкивается с этой сферой, говорят, что на наших АЗС можно заправиться некачественным бензином. В правительстве сейчас рассматривается вопрос изменения технических условий, что поможет решить эту проблему», – сказал господин Азаров.

В правительстве сейчас готовят постановление, которым будут отменены технические условия (ТУ) на нефтепродукты, рассказал источник в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго. «Это сделает невозможным производство низкокачественных нефтепродуктов на небольших нефтеперерабатывающих заводах (мини-НПЗ) и нефтебазах», – уверен источник.

Сейчас продаваемые на АЗС бензины А-95, А-92, А-76 и дизтопливо должны соответствовать стандартам Евро 2 и выше. А с 1 июля этого года Кабмин обещает обязать АЗС перейти на стандарт Евро 4 (более высокая степень очистки топлива). В рамках ТУ в Украине можно производить и менее качественное топлива, но его запрещено продавать на АЗС, маркируя как А-95, А-92, А-76 или дизтопливо. Таким горючим могут снабжаться, например, автотранспортные предприятия, ремонтно-строительные управления и некоторые другие категории специфических потребителей. «На практике это правило постоянно нарушается, и значительная часть нефтепродуктов, которые продаются на украинских заправках, выпущена по техническим условиям», – говорят в пресс-службе «Лукойла».

Как отмечает директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн, сегодня некачественное горючее, произведенное на мини-НПЗ или нефтебазах, занимает до 20% розничного рынка нефтепродуктов. «Мини-НПЗ не делают соответствующей очистки топлива, и то, что ими производится, не соответствует принятым в Украине стандартам топлива Евро 2, не говоря уже о Евро 4, – говорит господин Куюн. – Некоторые производства, расположенные в основном на нефтебазах, вообще закупают низкооктановые бензины А-80 или Аи-92, добавляют туда присадки и получают бензин с октановым числом 95. Они присваивают ему ТУ, таким образом их деятельность остается в рамках закона, и этот бензин продается на АЗС».

Директор «Донецкойлсервиса» Виктор Мартиросян отмечает, что следить за тем, чтобы на АЗС не продавалось топливо, выпущенное в рамках ТУ, должна Госпотребинспекция. «Но для того чтобы контролировать АЗС, ведомству нужно закупить мобильные передвижные лаборатории. Для контроля за 5,5 тыс. заправочных станций их требуется, по крайней мере, 250», – говорит Мартиросян. По его словам, на это придется потратить до $25 млн. «У государства сегодня нет таких средств, поэтому Кабмин решил пойти более простым путем и сделать невозможным производство некачественного топлива. В этом есть своя логика, поскольку проще проконтролировать 100-200 нефтебаз на предмет того, смешивают ли они низкооктановый бензин с присадками, и закрыть десяток мини-НПЗ, чем следить за тысячами АЗС», – говорит директор «Донецкойлсервиса».

В целом участники рынка поддержали инициативу Кабмина. «Мы всегда заявляли о том, что существование компаний, получивших ТУ на производство топлива в неограниченном количестве и выпускающих фактически контрафактную продукцию, вредит рынку. Такие реформы должны быть полномасштабными и совмещаться с усиленным контролем качества топлива, в том числе в регионах», – отмечают в пресс-службе ТНК-BP. В пресс-службе «Лукойла» в свою очередь заявляют: для того чтобы окончательно решить проблему некондиционного топлива, необходимо проводить регулярный контроль качества нефтепродуктов на АЗС. «Важно также усилить наказание за продажу некачественного горючего – вплоть до полного закрытия проштрафившихся АЗС», – говорят в компании.

Источник: kommersant.ua