Трудовой коллектив Черниговского автозавода обратился с открытым письмом к премьер-министру Украины с просьбой создать равные условия для участия в тендерах по публичным закупкам школьных автобусов
Ситуация, сложившаяся сегодня с публичными закупками школьных автобусов, требует немедленного вмешательства правительства. Из-за необоснованных требований заказчиков, которые готовятся под конкретного производителя другие участники рынка, в частности Черниговский автозавод, оказываются в неравных условиях, что ставит предприятие на грань выживания.
И тому пример ряд тендеров, в которых необходимым условием для участия было наличие колесной базы автобуса в размере 4300 мм. Данный параметр всего на 100 мм больше, чем у машин Черниговского автозавода и никоим образом не влияет на их общие характеристики. Такие ничем не аргументированные требования нарушают права честной конкуренции на рынке.
Поэтому представители корпорации «Эталон», куда входит Черниговский автозавод, провели 3 июня в УНИАН пресс-конференцию, на которой рассказали о сложившейся ситуации с закупками школьных автобусов. Было озвучено предложение о необходимости (на законодательном уровне) унифицировать систему разработки тендерной документации таким образом, чтобы участник готовил минимальное количество необходимых документов. А технические требования к предмету закупки были основаны на нормативных документах (ДСТУ, приказы и регламенты Министерств и т. д.), а не ограничивали участников непонятными придуманными требованиями.
ВИДЕО с пресс-конференции смотреть ЗДЕСЬ
Андрей Савченко
Генеральный директор
ООО «Черниговский автозавод»
Антимонопольный комитет Украины провел исследования рынка школьных автобусов, по результатам которого было одобрен соответствующий отчет и Министерству образования и науки были предоставлены обязательные для рассмотрения рекомендации. Комитет решил, что единственным нормативным документом, который регулирует параметры автобусов, предназначенных для перевозки школьников, является ДСТУ-7013:2009.
Вадим Шкарупин
Директор Торгового дом «Эталон-Авто»
Одно из обязательств заказчика при проведении публичных закупок – это экономия бюджетных средств. Мы сделали небольшой расчет касательно централизованных закупок школьных автобусов, что было бы если они проводились с дискриминационными требованиями (определенная габаритная высота или колесная база и др.) и без них. Так вот, в первом случае экономия бы бюджетных средств в общенациональном масштабе составила бы 5 млн грн., а во втором – ни много ни мало 100 млн грн.
Олег Тимошенко – представитель трудового коллектива Черниговского автозавода – зачитал открытое письмо, адресованное Премьер-министру Украины Денису Шмыгалю.
«Уважаемый господин, премьер-министр, коллектив «Черниговского автозавода» был очень вдохновлен вашим визитом и тем, что вы не просто поверхностно ознакомились с нашим заводом, а вам действительно важно было узнать о проблемах предприятия касательно реализации школьных автобусов «Эталон». Мы поверили тому, что наша продукция будет действительно допущена до государственных закупок наравне с продукцией других производителей.
Однако пока ситуация не изменилась, она становится критической, что может привести к остановке предприятия. Мы все понимаем, что не сможет производить автобусы, если не будет их реализации. А наша зарплата напрямую зависит от количества произведенных единиц. Если у завода не будет средств на плановую закупку комплектующих, то сразу остановится конвейер. Остановка конвейера – это первый шаг к потери рабочего места. Мы уже имели такой печальный опыт в 2008 году. И кроме того, возобновить производство с нуля будет невозможно. Мы просто пополним ряды трудовых мигрантов разных стран. Наш завод самостоятельно, без государственных дотаций справился с экономическими кризисами и ковидными карантинами.
И мы не просим у государства создать для нас какие-то особенные, тепличные условия или предоставить льготы. Мы требуем справедливого отношения, потому что уверены, что наша продукция конкурентная и более дешевая.
При этом наше негодование вызывает ситуация с государственными закупками, потому что государственные средства – это наши деньги, которые переданы государство для того, чтобы оно заботились о нас и наших детях, а не использовать их как инструмент давления и манипуляций. Сегодня государство в лице областных госадминистраций – таких Полтавская, Николаевская, Луганская, Херсонская и Сумская, Киевская, а также многих территориальных общин не рассматривает нашу продукцию как такую, которая могла бы быть закуплена на бюджетные средства – через разницу колесной базы в 100 мм от конкурентов.
Руководители этих учреждений решили, что 100 мм колесной базы школьного автобусов решат все проблемы образования и для этого должны тратить миллионы бюджетных средств. Это очень высокая цена для разницы колесной базы в 100 мм. А в следующем году будут введены еще какие-то, штучные условия. Такая манипуляция с бюджетными средствами является неприемлемой и мы не будем с этим мириться. Мы просто хотим иметь уверенность в завтрашнем дне и понимать перспективы развития нашего завода на основе собственного труда.