X

Чем грозит 13%-ная надбавка к пошлине?

По мнению импортеров, надбавка к ввозной пошлине на авто пока не повлекла перераспределение рынка, но ее продление может остановить импорт.

Продажи новых легковых автомобилей в Украине в январе-мае 2009 года сократились почти в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 года – до 71,165 тыс. единиц, что на 5,5% ниже пятимесячного показателя 2004 года (продано 75,3 тыс. ед.).

Такие данные озвучила глава компании «АВТО Интернейшнл» (Mazda, Suzuki) Елена Дунина, отметив, что динамика продаж отображает неутешительную перспективу для рынка. Так, результаты мая остаются на уровне апреля, который после введения 13%-ной надбавки к ввозной пошлине на импорт автомобилей продемонстрировал отрицательную тенденцию (падение – на 8,5%) после незначительного возбуждения авторынка в марте.

При этом Дунина подчеркнула, что на фоне такой тенденции соотношение импортированных автомобилей и автомобилей, выпущенных в Украине, в структуре рынка, вопреки ожиданиям, почти не изменилось и в апреле-мае составило 46/54 (до этого – 44/56), т. е. автомобили, на которые не распространяется действие 13%-ной надбавки, потеряли только 2% рынка. По мнению Елены Дуниной, это говорит о том, что перераспределения рынка в пользу отечественного автомобиля не произошло после введения 13%-ной надбавки и в условиях кризиса первоочередными для покупателя становятся качество и надежность товара. Кроме того, Дунина сообщила, что автоимпортеры и автопроизводители фактически работают в разных ценовых сегментах: первые – в среднем и высоком, вторые – в сегменте недорогих авто.

В свою очередь, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко сообщил, что весьма негативным сигналом для зарубежных импортеров автомобилей стала информация, озвученная 10 июня, о намерении парламентского комитета по вопросам предпринимательства рекомендовать Верховной Раде продлить действие 13%-ной пошлины еще на полгода – до марта 2010-го. Он напомнил, что украинские автоимпортеры с 6 марта, после введения целевой надбавки, объявили мораторий на импорт авто. В то же время, ожидая отмены надбавки с 6 сентября, импортеры планировали возобновить нормальный импорт в страну и либо придерживали автомобили на складах, либо делали заказ на заводах.

По словам Назаренко, сейчас их ошеломило известие о намерении продлить надбавку, и они считают весьма реальным ее продление, поэтому планируют вообще прекратить импорт автомобилей в Украину как в нестабильное государство. В подтверждение своего заявления он добавил, что концерн BMW уже «вчера сделал отказ от автомобилей, зарезервированных до 6 сентября для Украины», и переориентировал заказы на Казахстан, Белоруссию, страны Балтии. Назаренко подчеркнул, что если еще 5-10 лет назад импортом в Украину автомобилей занимались украинские предприниматели, то сегодня это уже дочерние компании («Ниссан Украина», «Хонда Украина», «Субару Украина», «Тойота Украина») или компании с иностранными инвестициями, поэтому центр принятия решения по импорту авто сейчас за рубежом.

Как справедливо отметил директор по стратегическому и корпоративному развитию концерна «НИКО» Максим Рабинович, «машины прекратят завозить, потому что просто никто не купит их по такой цене». Он считает, что сейчас спрос падает, а цена растет, хотя должно быть наоборот, но с учетом пошлины «плюс» НДС получается разница в 16-17%. В условиях отсутствия кредитов человек просто не купит этот автомобиль, и это серьезно скажется и на том минимальном рынке, который существует сегодня». Рабинович добавил, что автоимпортеры – не против предоставления льгот автопрому (по налогу на землю, НДС, прибыли), но не за счет импортеров, тем более в условиях кризиса.

Согласно данным Гостаможслужбы, приведенным на пресс-конференции, импорт товаров, на которые была введена 13%-ная надбавка к пошлине, только в марте сократился более чем в семь раз, а потери госбюджета за этот период составили более 400 млн. гривен. При этом доля легковых автомобилей в первом квартале текущего года сократилась с 7% до 3,5% в общем объеме импорта товаров в Украину при общем сокращении импорта в 2,3 раза. Как сообщалось, украинские автопроизводители инициируют продление действия 13%-ной надбавки к ввозной пошлине на автомобили в числе мер по защите автопрома, падение производства в котором по итогам января-мая составило 85%.