X

Авторынок: Проблемы выбора

Минувший год на автомобильном рынке был богат событиями. Повышение пошлин, скачки курса евро, президентские выборы и невозможность взять кредит в банке – все эти факторы в разное время серьезно повлияли на спрос. Но несмотря на эти катаклизмы, за год украинцы купили 212 тысяч новых легковушек, что на 37% больше, чем год назад.

Минувший год на автомобильном рынке был богат событиями. Повышение пошлин, скачки курса евро, президентские выборы и невозможность взять кредит в банке – все эти факторы в разное время серьезно повлияли на спрос. Но несмотря на эти катаклизмы, за год украинцы купили 212 тысяч новых легковушек, что на 37% больше, чем год назад.

Минувший год на автомобильном рынке был богат событиями. Повышение пошлин, скачки курса евро, президентские выборы и невозможность взять кредит в банке – все эти факторы в разное время серьезно повлияли на спрос. Но несмотря на эти катаклизмы, за год украинцы купили 212 тысяч новых легковушек, что на 37% больше, чем год назад.

В первые два месяца 2004 года продажи новых легковушек оставались на довольно низком уровне – по 10-11 тысяч в месяц. Причин тому несколько. Во-первых, часть спроса была удовлетворена в декабре 2003 года, когда наблюдались повышенная активность покупателей в связи с возможным повышением пошлин с 2004 года и традиционный декабрьский подъем продаж. Во-вторых, с 1 января прошлого года в Украине вступил в силу «самый маленький в Европе» подоходный налог с граждан – 13%. Но эти проценты наши соотечественники должны отчислять не только из зарплаты, но и… из полной стоимости продаваемого личного автомобиля! Такая несправедливость, а также неразбериха в процедуре уплаты этого налога привели к существенному уменьшению количества сделок на рынке как подержанных, так и новых авто. Правда, предприимчивые украинцы вскоре разобрались, как минимизировать размер налога, но в первый месяц желающих расстаться со своей машиной было в несколько раз меньше, чем обычно. Кроме того, стало невыгодно обменивать старый автомобиль на новый по системе Trade-in у дилеров.

Пошлины активизируют спрос

Вторым важным событием года стало принятие в марте-апреле Закона «О развитии автомобильной промышленности в Украине». Этим документом с 1 июня повышены ввозные пошлины на импортируемые в нашу страну авто – с нескольких процентов до 15-20% таможенной стоимости на новые и до 20-30% на подержанные. Ожидание принятия и вступления этого Закона в силу стало одним из главных факторов существенного увеличения спроса на автомобили. Причем украинцы брали не только импортированные (которые точно должны были подорожать), но и производимые в нашей стране легковушки. Как оказалось – не зря. Впоследствии собранные в Украине авто подорожали почти так же, как и импортные. Высокий спрос поддерживал рост продаж новых машин с начала весны и достиг максимума в конце мая. Большинство опрошенных «АЦ» дистрибьютеров назвали этот месяц самым успешным в 2004 году. Не оставались стабильными и цены – они начали расти еще до повышения пошлин, а в течение лета практически все новые автомобили, за исключением российских, подорожали на 5-12%. Правда, как нельзя кстати в мае существенно снизился курс евро, к которому «привязывается» стоимость большинства продаваемых в Украине машин. Так, если в январе 1 евро по курсу НБУ стоил 6,6-6,8 грн., то в мае – 6,3-6,4 грн. (см. график).

Выборы без автомобилей

В летние месяцы продажи новых легковушек, как и предполагалось, упали, но все равно держались на более высоком уровне, чем год назад. Осенью спрос на автомобили традиционно начинает расти и достигает максимума в декабре – во время предновогодних скидок и распродаж. Но во втором полугодии 2004-го на авторынке очень существенно сказался рост курса евро, который с 6,4-6,6 грн. за единицу летом поднялся до 7,0-7,2 грн. осенью. Большей популярностью начали пользоваться легковушки, выпущенные в Украине или России, а продавцы иномарок констатировали снижение продаж. Однако еще больше на ситуацию на авторынке повлияли президентские выборы в Украине. Этот затянувшийся на три месяца процесс, сопровождавшийся политическим и экономическим кризисом, стал причиной значительных изменений структуры спроса на машины. Так, в октябре покупатели ринулись в автосалоны, опасаясь обесценивания денег или других экономических катаклизмов. В результате количество регистраций в этом месяце стало рекордным за всю историю украинского авторынка, включая предпошлинный ажиотаж в мае. Но уже в конце ноября и в декабре ситуация кардинально изменилась – хотя цены так и не повысились (некоторые автомобили подорожали, а затем снова стали стоить, как прежде), продажи существенно упали. Главной причиной стало то, что отечественные банки приостановили кредитование покупок автомобилей физическими и юридическими лицами. А ведь к тому времени продажи в кредит у многих марок составляли 50-70% общего объема реализации! Автомобили премиум-марок, которые в кредит покупают редко, тоже не досчитались многих покупателей – в период смены власти в стране обеспеченные люди думают о замене своего автопарка отнюдь не в первую очередь.

Больше услуг, больше брендов

Таким образом, надежды и планы большинства автодилеров на рост рынка во втором полугодии 2004 года не оправдались. Но продавцы ВАЗов, а также крупнейший украинский автопроизводитель в накладе не остались – их машины продавались лучше, чем год назад. Эти субъекты рынка сумели увеличить не только продажи в абсолютных цифрах, но и свое присутствие (удельный вес) на рынке. Продавцы импортных машин весь год сражались за покупателя как могли – повышали срок гарантии (на авто многих европейских марок он теперь составляет 3 года, на модели одного из японских брендов – целых 6!), внедряли программы поддержки клиентов (предоставление помощи на дорогах, клубы и дисконтные карты). Но главной проблемой автодилеров в 2004 году, кажется, было своевременное регулирование цен и объемов поставок моделей, которые становились популярными на украинском рынке.

В 2004 году выросло количество официально представленных в нашей стране автомобильных марок – в основном прирост произошел за счет премиум и спортивных брендов. Заметным событием стало появление единого официального импортера Toyota, а также начало полномасштабного производства в Украине одной из самых популярных моделей – Lanos. Все это стало залогом стабильного роста рынка: почти в каждом месяце 2004 года, за исключением декабря, продажи были выше, чем в аналогичный период предыдущего года.

В 2005 году ситуация должна быть не менее интересной. Существенных законодательных изменений в регулировании авторынка в течение года в настоящее время не предвидится. Только в конце его, в связи со снижением с 2006 года ввозных пошлин на малолитражки с 15 до 12%, возможно некоторое уменьшение импорта. Предполагаемое вступление Украины в ВТО позволяет импортерам надеяться, что пошлины снизятся еще существеннее. В то же время благодаря активной работе отечественных автопроизводителей (использованию права на льготы «ЛуАЗом», постройке второй очереди «Еврокаром», локализации производства комплектующих для «ЗАЗа» и т. д.) ожидается увеличение объемов сборки автомобилей в нашей стране. Во всех ценовых сегментах рынка, в том числе самом популярном – до $10 тыс., должны появиться новые автомобили, откроются представительства производителей, ожидается снижение цен на многие популярные модели. Увеличится число официальных дилеров, автосалонов и фирменных СТО, представители марок будут вводить новые программы поддержки своих покупателей. А главное: операторы рынка надеются на его дальнейший рост – в пределах 10 – 30%. Так что скучно не будет…

 Audi

Офиц. представитель «Автомобильная группа VIPOS»
Руководитель компании Постельников Виктор Николаевич
Кол-во дилеров в Украине 5 + 13 партнеров
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 590 (+1%)
Модельный ряд Audi A4 (41%), А6 (35%), A8 (13%), Allroad (5%), A3 (3%), TT (2%), A2 (0,2%)

Сохранение прежних результатов для импортера премиум-марки – хороший показатель, если учесть спад активности покупателей этой категории машин в период выборов. Главные причины стабильности – наладка сборки популярных моделей в Украине (на мощностях «Еврокара»), позволившая удержать цены после повышения пошлин, успешный старт продаж новой Audi А6. В 2005 году импортер возлагает надежды также на новую А4, что позволит занять ведущие позиции в премиум-сегменте.

 BMW

Офиц. представитель «АВТ Бавария»
Руководитель компании Тимофеев Александр Борисович
Кол-во дилеров в Украине 8 + 1 серв. центр
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 894 (+21%)
Модельный ряд BMW 5-й серии (31,4%), X5 (21%), 3-й серии (19,6%), 7-й серии (11,3), X3 (7,3%), 6-й серии, (4,6%), Z4 (3%), 1-й серии (1,7%)

Для BMW год оказался удачным. Новую «пятерку» наши соотечественники не только признали «Автомобилем года», но и стали покупать активнее, чем лидировавший в прошлом году BMW 3-й серии. В центре Киева открылся фешенебельный автосалон, клуб марки, и продажи пошли вгору. В 2005 году появится пятое поколение 3-й серии, обновленная «семерка», полноприводная версия 5-й серии. Все это дает импортеру надежду увеличить годовые продажи до 1020 единиц.

 Citroёn

Офиц. представитель «Укравтоцентр»
Руководитель компании Чуба Андрей Владимирович
Кол-во дилеров в Украине 12
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 501 (–19%)
Модельный ряд Citroёn С3 (31%), Berlingo (27%), Xsara Picasso (13%), Xsara (11%), C5 (8%), C2 (6%), Jumper (3%), Pluriel (1%)

Минувший год нельзя назвать успешным для марки Citroёn – импортер продал меньше автомобилей, чем год назад. Главные причины этого – несколько устаревшая модель Xsara в самом популярном в нашей стране С-классе, снижение спроса на иномарки во втором полугодии, вызванное ростом ввозных пошлин и курса евро, политической нестабильностью, отказом банков от кредитования и т.д. Впрочем, «Укравтоцентр» в 2005 году планирует продать 900 автомобилей. Главная надежда возложена на новую С4, которая появится в продаже уже в начале года.

 Chevrolet

Офиц. представитель «УкрАвтоЗАЗ-Сервис»
Руководитель компании Поврозник Вячеслав Владимирович
Кол-во дилеров в Украине 47
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 8590 (продажи начаты в 2004 году)
Модельный ряд Chevrolet Aveo (48%), Nubira/Lacetti (40%), Tacuma (9%), Evanda (3%)

Марку Chevrolet (модельный ряд GM-Daewoo) в Украине приняли очень тепло – благодаря крупноузловой сборке на «ЗАЗе» эти машины выгодно отличались ценой от конкурентов. Желающие приобрести Aveo и Nubira/Lacetti записывались в очереди и не были слишком переборчивы при выборе цвета и комплектации, несмотря на частое повышение цен. При условии сохранения привлекательных цен будущее у марки оптимистичное. Тем более что в 2005 году появятся обновленные Aveo и Matiz, а также хэтчбек и универсал Lacetti.

 Chrysler/Jeep

Офиц. представитель «Авто Капитал»
Руководитель компании Анохин Валерий Михайлович
Кол-во дилеров в Украине 7
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 164 (+3%)
Модельный ряд Chrysler 300M/ 300C (40%), Sebring, PT Cruiser, Voyager, Crossfire, Neon; Jeep Grand Cherokee, Cherokee

Автомобили Chrysler и Jeep продавались в 2004 году в таких же объемах, что и год назад. Рост реализации этих машин был возможен, но из-за смены поколений самой популярной в нашей стране модели 300М на 300С этого не произошло. Ведь в начале продаж 300С (май 2004 г.) возникли проблемы с регулярностью поставок, поэтому некоторое время машина не была представлена на рынке. В 2005 году импортер планирует развивать продажи Chrysler 300 С и нового Jeep Grand Cherokee.

 Dacia

Офиц. представитель Филиал «Дунай-Транс» корпорации «УкрАВТО»
Руководитель компании Савич Александр Петрович
Кол-во дилеров в Украине 53
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 1608 (–24%)
Модельный ряд Dacia Solenza

Снижение продаж Dacia по сравнению с 2003 годом – результат жесткой конкуренции в данном ценовом диапазоне и окончания производства модели Solenza. Импортер ожидает появления в Украине новой модели Logan, разработанной Renault для рынков развивающихся стран и отвечающей многим запросам наших соотечественников (начало массовых продаж намечено на июль). Впрочем, исходя из высокого спроса на эту машину в Европе, можно предположить, что ее поставки в нашу страну задержатся или на первых порах будут нестабильными. Если же такого не случится, Logan станет куда более серьезным конкурентом ВАЗ и Daewoo, чем его предшественник.

 Daewoo

Офиц. представитель Филиал «АвтоЗАЗ-Сервис» АО «УкрАвто»
Руководитель компании Поврозник Вячеслав Владимирович
Кол-во дилеров в Украине 89
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 40580 (+40%)
Модельный ряд Daewoo Lanos (51%), Sens (49%)

В Украине, как и в большинстве стран Европы, марка Daewoo доживает последние деньки. Модельный ряд этого производителя теперь продается под брендом Chevrolet. А те Daewoo, которые еще можно купить в нашей стране до сентября 2005 г., – польского производства. Lanos’ы, которые мелкоузловым методом собирают в Запорожье, уже продаются под маркой ЗАЗ. Впрочем, проблемы с «фамилией» не мешают популярности Lanos и Sens – несмотря на постоянное повышение цен на эти машины, они часто были в дефиците.

 Ford

Офиц. представитель «Виннер Импортс Украина»
Руководитель компании Богдан Кульчицкий
Кол-во дилеров в Украине 13
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 1284 (–1%)
Модельный ряд Focus, Fusion, Mondeo, C-Max, Transit, TransitConnect, Fiesta, Ка

Как и у многих импортеров, продажи Ford у «Виннер Импортс Украина» по сравнению с 2003 годом почти не изменились. Впрочем, надо отдать должное представителям этой марки – результат мог быть и худшим, если бы не активные маркетинговые акции. Например, дилеры Ford впервые в Украине организовали ярмарки, на которых можно было приобрести (в том числе в кредит) и оформить машину за день, причем по сниженным ценам. Отсюда – активные продажи готовящейся к замене модели Focus и нового минивэна Focus C-Max. В 2005 году, когда на рынке появится новая генерация Focus, продажи должны существенно вырасти.

 Hyundai

Офиц. представитель «Хюндай Моторс Украина»
Руководитель компании Оранский Виктор Михайлович
Кол-во дилеров в Украине 27
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 2207 (+34%)
Модельный ряд Hyundai Getz (33%), Sonata (21%), Elantra (11%), Matrix (10%), Santa Fe (9%), Accent (4%), HD-65 (3%), Trajet (2%), Tucson (2%), H-1 (1%), Coupe (1%), Terracan (1%), XG (0,2%)

Для Hyundai в Украине прошедший год был удачным – ростом продаж на 34% может похвастаться не каждый импортер. Этому способствовало активное развитие дилерской сети, большой модельный ряд и наличие в нем бестселлера – Hyundai Getz. В 2005 году компания планирует увеличить реализации почти вдвое (до 4500 единиц). Это станет возможным за счет новых моделей (Tucson, Sonata), продвижения коммерческих машин.

 Jaguar

Офиц. представитель «Виннер Импортс Украина»
Руководитель компании Богдан Кульчицкий, бренд-директор Jaguar – Олесь Шкуратов
Кол-во дилеров в Украине 3
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 26 (начало продаж – 2004 г.)
Модельный ряд Jaguar X-Type (45%), S-Type, XJ, XK

Официальный статус импортера Jaguar «Виннер Импортс Украина» получила в 2003 году, продажи начались в середине 2004-го. Поэтому ни дилерская сеть, ни объем реализаций пока не впечатляют. Впрочем, для первого года продаж это не главное. А вот уровень сервиса, на который обеспеченный клиент обращает внимание прежде всего, новый импортер начал налаживать сразу же. Развернута всеукраинская программа помощи владельцу в случае экстренной необходимости, которая включает в себя возможность аренды автомобиля, размещения в отеле и т. п.

 Kia

Офиц. представитель «Киа Моторс Украина»
Руководитель компании Ткаленко Борис Валентинович
Кол-во дилеров в Украине 26
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 842 (–34%)
Модельный ряд Kia Rio (22%), Magentis (21%), Sorento (18%), Pregio (12%), Sephia (9%), Shuma (6%), Carens (5%), Cerato (3%), Picanto (3%), Opirus (1%)

Kia показывает заоблачные результаты роста в Европе, но в Украине дела марки обстоят не так прекрасно (спад продаж по сравнению с 2003 г. на 34%). Причины – высокая стоимость евровалюты, в которой ведутся расчеты с поставщиками, и нестабильность поставок из Кореи (дефицит некоторых моделей). Впрочем, дистрибьютор Kia в Украине полон оптимизма – на днях в продажу поступает Sportage, чуть позже – новый Rio, открываются автосалоны и появляются новые дилеры.

 Land Rover

Офиц. представитель «Виннер Импортс Украина»
Бренд-директор Land Rover Олесь Шкуратов
Кол-во дилеров в Украине 3
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 50 (начало продаж – 2004 г.)
Модельный ряд Range Rover (50%), Freelander (40%),
Defender (10%)

В 2004 году, после передачи прав импортера Land Rover компании «Виннер Импортс Украина» марку позиционируют как премиум-класс среди внедорожников. Отчасти это способствовало активизации продаж дорогих Range Rover. В 2005 году компания делает ставку на новый Discovery 3, который по наличию технических инноваций и опций существенно отличается от предыдущей модели.

 Mazda

Офиц. представитель «АвтоИнтернешнл»
Руководитель компании Сотуленко Игорь Николаевич
Кол-во дилеров в Украине 22
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 2042 (–0,2%)
Модельный ряд Mazda3 (46%), Mazda6 (43%), Premacy (5%), Mazda2 (3%), MPV (2%), Tribute (0,4%)

Продажи автомобилей Mazda в 2004 году остались на уровне 2003-го. Причины – повышение пошлин и политическая ситуация в конце года. Результаты могли быть и лучше, если бы популярная во всем мире Mazda3 поставлялась в Украину без ограничений (из-за недостатка машин и неритмичности поставок иногда возникал дефицит «тройки»). В 2005 году импортер планирует решить эту проблему, а также начать продажи обновленной Mazda6 и минивэна Mazda5. Это позволяет ему надеяться, что продажи вырастут в полтора раза.

 Mercedes-Benz

Офиц. представитель «АвтоКапитал»
Руководитель компании Анохин Валерий Михайлович
Кол-во дилеров в Украине 11
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 982 (+0,4%)
Модельный ряд Mercedes Е-класс (46,5%), S-класс, С-класс, М-класс, А-класс + все подклассы (CLS, CLK, SLK, SL, CL и т.д.)

Первое полугодие 2004 года для Mercedes ознаменовалось запоминающимися событиями – акцией «5 лет бесплатного ТО», стартом программы MercedesCard. Все это стимулировало продажи, но во второй половине года украинскому истеблишменту стало не до покупок автомобилей. Поэтому представители марки продали в 2004 году такое же количество машин, как и в 2003-м. Но настроение у представителей Mercedes оптимистичное: политическая и законодательная стабильность, ожидаемое появление новых моделей (R-, M-классов) дают надежду на рост продаж автомобилей этой марки.

 Mini

Офиц. представитель «АВТ Бавария»
Руководитель компании Тимофеев Александр Борисович
Кол-во дилеров в Украине 4
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 80 (+21,2%)
Модельный ряд Mini One, Cooper, Cooper S, One Cabrio, Cooper Cabrio, Cooper S Cabrio

Без особой рекламной поддержки, зато с заметными PR-акциями, компании «АВТ Бавария» удалось увеличить продажи автомобилей культовой для Европы, но довольно «нишевой» марки. Такой результат можно считать успехом, но в то же время количественные показатели отнюдь не самые выдающиеся – украинцы могли бы покупать больше автомобилей этой марки.

 Mitsubishi

Офиц. представитель Торговый Дом «НИКО»
Руководитель компании Нагнибида Андрей Николаевич
Кол-во дилеров в Украине 22
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 5800 (+67%)
Модельный ряд Mitsubishi Space Star (31%), Lancer (25%), Outlander (17%), Pajero Sport (11%), Grandis (4%), Pajero Wagon (3%), Colt (2%), Pajero Pinin (1%)

Mitsubishi продемонстрировала один из самых больших приростов продаж по сравнению с 2003 годом. Причины успеха – удачная ценовая политика, популярность модельного ряда, убедительная маркетинговая политика (6 лет гарантии на Lancer), рост количества сделок с корпоративными клиентами. Планы на 2005 год еще более амбициозны – 8000 машин, причем такая задача ставится, несмотря на предстоящий уход с рынка лидера продаж – Space Star. Его должны заменить Colt и Lancer.

 Opel

Офиц. представитель «УкрАвтоЗАЗ-Сервис»
Руководитель компании Поврозник Вячеслав Владимирович
Кол-во дилеров в Украине 44
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 4367 (+95%)
Модельный ряд Opel Astra Classic (57%), Vectra (36%), Omega (3%), Corsa (2%), Astra H (1%), Zafira, Signum, Meriva, Combo (менее 1%)

Для Opel 2004 год был достаточно удачным. Значимые события – начало полномасштабного производства в Украине и успешная продажа почти 2500 шт. Astra Classic, вывод на рынок новой Astra H, создание системы лояльности к клиентам Opel Club, развитие дилерской сети. Из негативных моментов – заметный крен спроса в сторону двух моделей из 9-ти представленных в стране. Планы на 2005 год – реализация 6 тыс. автомобилей.

 Peugeot

Офиц. представитель «Илта»
Руководитель компании Ильченко Валерий Васильевич
Кол-во дилеров в Украине 13
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 1549 (–10%)
Модельный ряд Peugeot 307 (35%), 206 (27%), Partner (11%), 407 (16%), 607 (5%), другие (6%)

Снижение продаж у Peugeot вызвано теми же причинами, что и у большинства импортеров: повышением ввозных пошлин, курса евро и политической нестабильностью. Во второй половине года появился Peugeot 407, который даже в не очень благоприятный период хорошо раскупался. А вот «С-классник» 307 иногда продавался чуточку хуже, чем планировалось. В 2005 году «Илта» делает ставку на те же 407-й и 307-й.

 Porsche

Офиц. представитель «Виннер Импортс Украина»
Руководитель компании Богдан Кульчицкий
Кол-во дилеров в Украине 1
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 46 (начало продаж с мая 2004 года)
Модельный ряд Porsche Cayenne, Cayenne S, Cayenne Turbo, Cayenne V6, Carrera, Boxter

Появление в Украине легендарной спортивной марки было ярким и запоминающимся (открытие салона в центре столицы), как и последующая работа (новинки моментально поступали в страну). Но обеспеченные украинцы оказались не готовы к покупке спорткаров, и основные продажи пришлись на внедорожник Cayenne. Впрочем, эти машины активно продают «серые» дилеры, поэтому офицальному дистрибьютеру, похоже, еще предстоит с ними бороться.

 Renault

Офиц. представитель Представительство Renault
Руководитель компании Ферид Аннаби
Кол-во дилеров в Украине 16 + 5 агентов
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 2473 (–19%)
Модельный ряд Renault Symbol (35%), Kangoo (21%), Megane Sedan (14%), Megane Hatchback (11%), Laguna II (7%), Scenic+Scenic II (5%), Master (3%).

Снижение продаж автомобилей Renault – следствие дороговизны евро и неудачно сложившихся условий для автопродаж во втором полугодии. Главным успехом представители марки считают начало реализации Megane Sedan, а вот запуск Scenic II пришелся на самый сложный период года (после повышения пошлин в июле). В 2005 году модельный ряд Renault пополнится еще одной массовой моделью – Modus, а также рестайлинговой модификацией Laguna II. Будут предложены более привлекательные условия приобретения некоторых моделей.

 Rolls-Royce

Офиц. представитель «АВТ Бавария»
Руководитель компании Тимофеев Александр Борисович
Кол-во дилеров в Украине 1
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 1 (с 05.2004)
Модельный ряд Rolls-Royce Phantom

Предоставление украинской компании официального статуса представителя Rolls-Royce – одно из самых значимых событий прошедшего года. Скромный показатель продаж (по сравнению с некоторыми автомобилями для тех же категорий покупателей) только подчеркивает эксклюзивность марки. Впрочем, нет сомнений, что в 2005 году в нашей стране станет на несколько Rolls-Royce больше.

 Skoda

Офиц. представитель «Еврокар»
Руководитель компании Боярин Олег Петрович
Кол-во дилеров в Украине 66
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 8473 (+28%)
Модельный ряд Skoda Octavia (60%), Fabia, Superb

В прошлом году украинский дистрибьютер презентовал новое поколение Octavia, но ее поставки в нашу страну еще не начались по причине высокого спроса в Западной Европе. «Еврокар» как эксклюзивный импортер и производитель Skoda полностью контролирует продажи автомобилей этой марки, а на заводе в Соломоново наладили сборку некоторых других моделей концерна Volkswagen Group. Начато строительство второй очереди предприятия, что позволит освоить мелкоузловую сборку Skoda и VW. В 2005 году будет продаваться Octavia как нового поколения, так и предыдущего – Octavia Tour. Это позволит «Еврокару» продать 10,5 тысяч машин данной марки.

 Subaru

Офиц. представитель «Мега-Моторс»
Руководитель компании Кузьмин Павел Валерьевич
Кол-во дилеров в Украине 6 + 10 представительств
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 744 (+155%)
Модельный ряд Subaru Forester (47%), Legacy (35%), Impresa (18%)

Продажи Subaru через официального импортера в Украине (сменившего название с «Про-Авто» на «Мега-Моторс») выросли по сравнению с прошлым годом в два с половиной раза. Еще в два раза больше машин продали «серые» дилеры. Такой рост популярности японских полноприводных автомобилей обусловлен не только удачным модельным рядом и модой на Subaru, но и активностью дилеров, которые предлагали привлекательные цены. Оптимистичные прогнозы импортеров на увеличение продаж в 2005 году основаны на ожиданиях вывода на рынок летом нового Forester, а осенью – Impreza.

 Suzuki

Офиц. представитель «АВТО Интернешнл»
Руководитель компании Сотуленко Игорь Николаевич
Кол-во дилеров в Украине 22
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 662 (+5%)
Модельный ряд Suzuki Grand Vitara (54%), Grand Vitara XL-7 (26%), Ignis (13%), Swift (3%), Jimny (2%), Liana (1%)

У Suzuki произошло серьезное перераспределение структуры продаж внутри модельного ряда. По сравнению с 2003 годом на 82% выросла реализация внедорожников. Это – результат активных маркетинговых действий, в числе которых следует выделить поддержку украинских спортсменов на Олимпиаде в Греции. Модельный ряд в 2005 году будет подкреплен новым Swift, а также обновленными Liana и Grand Vitara. Все это дает импортеру надежду увеличить продажи по сравнению с 2004 годом вдвое.

 Toyota

Офиц. представитель «Тойота-Украина»
Руководитель компании Мицугу Томита
Кол-во дилеров в Украине 3
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 800 (с 2004 г.)
Модельный ряд Toyota Сamry (58%), Land Cruiser (23%), RAV4 (10%), Land Cruiser Prado (2,5%), Avensis (2%), Corolla

На смену «серым» и нескольким разрозненным официальным дилерам Toyota в Украину пришел официальный импортер. Во второй половине 2004 года он начал активно формировать дилерскую сеть. В отличие от «серяков», модельный ряд у официальных дилеров адаптирован под украинские условия, а гарантия на 3 года предоставляется от имени производителя. В 2005 году «Тойота-Украина» предстоит сделать многое – расширить дилерскую сеть, уменьшить неофициальный ввоз и увеличить продажи. Первые серьезные шаги по решению этих проблем сделаны уже в начале года.

 Volkswagen

Офиц. представитель «Интеркар Украина»
Руководитель компании Савицкий Сергей Николаевич
Кол-во дилеров в Украине 16+12 партнеров
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 4916* (–10%)
Модельный ряд VW Passat (40%), Bora (12%), Polo (12%), Golf, Touareg, Touran, Phaeton, Transporter, Caddy, Multivan

VW в 2004 году продавался несколько хуже, чем в 2003-м, хотя это беда большинства импортеров. Не очень удачным оказался старт продаж Golf V. В то же время ощущался дефицит некоторых модификаций Touareg. Впрочем, начало сборки на «Еврокаре» популярных моделей в конце года позволило стабилизировать цены и «растормошить» спрос.

* Включая коммерческие

 ВАЗ

Офиц. представитель «УкрАвтоВАЗ» (импортер автом. пр-ва ОАО «АвтоВАЗ» (Тольятти)
Руководитель компании Кащеев Владимир Андреевич
Кол-во дилеров в Украине 79
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 7300 (+100%)
Модельный ряд Lada 110 (60%), Samara 2 (27%), 21074, Niva

«УкрАвтоВАЗ» занимается ввозом автомобилей ВАЗ из России («АвтоВАЗ», г. Тольятти), их распределением по дилерам, гарантийным и послегарантийным обслуживанием и поставкой запчастей. Автомобили ВАЗ, выпущенные в Украине, продают и обслуживают «Укравтохолдинг», «АИС», «Лада-Транс» и другие компании. «УкрАвтоВАЗ» начал активную деятельность в 2004 году, добился неплохих результатов и планирует их закрепить в 2005-м. Это станет возможным за счет поставок Lada 110 с 1,6-литровым двигателем вне квот (лимит действует на машины с моторами 1,0-1,5 л), а также благодаря появлению в Украине Lada Kalina (во втором полугодии).

 ГАЗ

Офиц. представитель Корпорация «АИС»
Руководитель компании Писаный Дмитрий Геннадьевич
Кол-во дилеров в Украине 200
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 4900* (–10%)
Модельный ряд ГАЗ-3110 (55%), 31105 (45%)

Эксклюзивный дистрибьютер ГАЗ в Украине, корпорация «АИС» собирает крупноузловым методом «Волги» на Кременчугском автосборочном заводе. Это позволяет несколько удешевить их для украинских потребителей. Впрочем, цены на рестайлинговую «Волгу» ГАЗ-31105 повысились. Машина, несколько потерявшая рынок, все же остается лидером в своем классе (43% в Е-классе). В 2005 году «АИС» планирует рост продаж ГАЗ-31105, в том числе за счет увеличения реализации в кредит.

* Легковые, без учета коммерческих

 ЗАЗ

Офиц. представитель Филиал «АвтоЗАЗ-Сервис» АО «УкрАВТО»
Руководитель компании Поврозник Вячеслав Владимирович
Кол-во дилеров в Украине 89
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 42603 (+32%)
Модельный ряд ЗАЗ «Cлавута» (59%), «Таврия» (24%), «Таврия-Пикап» (9%), «Таврия-Вагон» (7%)

Для отечественной марки год прошел довольно успешно – без особых усилий дилеры продавали «Таврии» и «Славуты» людям, которые еще вчера не мечтали о новой машине. Структура спроса несколько изменилась – более популярной стала «Славута», а «Таврия» утрачивает позиции. Покупатели нередко выбирают более мощный двигатель и дополнительные опции. Настораживает только отсутствие модернизации этих автомобилей, в том числе с точки зрения безопасности. В 2005 году под данной маркой будет производиться Lanos.

 УАЗ

Офиц. представитель Корпорация «АИС»
Руководитель компании Писаный Дмитрий Геннадьевич
Кол-во дилеров в Украине 200
Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 834* (+70%)
Модельный ряд УАЗ-31514 (39%), 31519 (32%), 3162 (11%), 3160 (6%), 3153 (5%), 31512 (5%)

Единая маркетинговая политика корпорации «АИС», эксклюзивного представителя «УАЗа» в Украине, позволила существенно поднять уровень продаж УАЗов – их покупали как бюджетные организации, так и физлица. Способствовало росту продаж обновление модельного ряда – появление Hunter и Simbir, улучшение их качества, сборка на «КрАСЗе». Эти же факторы позволяют «АИС» надеяться на рост продаж УАЗов в текущем году.

* Внедорожники, без учета коммерческих

Данные предоставлены официальными представителями марок. Объем продаж может не совпадать с количеством регистраций авто (разные методики подсчетов, «серые» продажи, несовпадение времени покупки и регистрации).

Сергей Матусяк
Фото Сергея Кузьмича