Украинский автомобильный рынок приобретает все больше признаков европейского. Импорт подержанных машин сошел на нет, внутренние перепродажи стабилизировались, а по количеству регистраций новых легковушек наша страна вошла в дюжину крупнейших рынков Старого Света, опередив Швейцарию и Польшу.
Украинский автомобильный рынок приобретает все больше признаков европейского. Импорт подержанных машин сошел на нет, внутренние перепродажи стабилизировались, а по количеству регистраций новых легковушек наша страна вошла в дюжину крупнейших рынков Старого Света, опередив Швейцарию и Польшу.
Украинский автомобильный рынок приобретает все больше признаков европейского. Импорт подержанных машин сошел на нет, внутренние перепродажи стабилизировались, а по количеству регистраций новых легковушек наша страна вошла в дюжину крупнейших рынков Старого Света, опередив Швейцарию и Польшу. |
Таким образом, украинский авторынок становится похожим на большинство европейских, когда парк пополняется в основном за счет покупок новых легковушек. При этом объем внутренних перепродаж из года в год остается примерно на одном уровне, и он обеспечивает оборот подержанных автомобилей. Импорт бывших в использовании машин в развитых странах минимален (за исключением государств Восточной Европы, которые недавно вступили в Евросоюз).
Рынок «играет» по правилам
Такое развитие авторынка в 2005 году было предопределено несколькими причинами. Среди макроэкономических факторов увеличения его объемов – рост реальных доходов населения, стабильность экономики и укрепление национальной валюты. В минувшем году курс гривни к американскому доллару снизился с 5,3 до 5,05 грн. Серьезно «раскачивали» авторынок законодатели. В марте парламентарии приняли поправки в государственный бюджет, заставив автопроизводителей платить все налоги (им отменили льготы по НДС, пошлине, проч.), а импортеры получили единую ставку налога на все новые легковушки – 20% таможенной стоимости. Как следствие, машины, выпущенные в нашей стране, подорожали на 7 – 20%. Иномарки выросли в цене на несколько процентов, в результате чего разрыв между стоимостью импортированных и собранных в нашей стране машин сократился, что соответствующим образом повлияло на их продажи. Но в августе пошлины на импортные автомобили повысили еще на 5% (до 25% таможенной стоимости), а автопроизводители получили право беспошлинно ввозить комплектующие при наличии инвестиционной программы. В конце года парламентарии преподнесли еще один «сюрприз» – запретили с начала 2006 г. импорт легковушек, не соответствующих экологическим нормам Евро 2, и регистрацию таких машин с середины 2006 г.
Кто обеспечил рост?
Упомянутые изменения законодательства вызвали заметные колебания спроса на новые легковушки в течение года. Например, в январе-феврале спрос был самым низким за весь год – в то время законодательные инициативы даже не обсуждались. Но в марте-апреле, когда автомобили начали дорожать, спрос стал рекордным и дилеры не успевали обслуживать клиентов. В мае и июне регистрации стабилизировались – автомобили начали продавать по новым, более высоким ценам. Перед очередным ростом пошлин в августе спрос опять активизировался. Уровень продаж по 25-26 тысяч машин в месяц держался все второе полугодие (за исключением октября, когда в ГАИ закончились постоянные техпаспорта и возникали проблемы с оформлением автомобилей, купленных в кредит). Именно этот период стал главным «локомотивом» установления нового годового рекорда украинского авторынка.
Анализ структуры рынка новых легковушек по маркам показал, что рост его объемов произошел в основном за счет нескольких брендов. Больше всего выросли регистрации Lada – примерно на 30%, что превышает проценты общего роста авторынка. Импорт российских автомобилей теперь не ограничен квотированием (оно распространяется на машины с двигателями объемом до 1,5 л, а «десятки» поставляются с 1,6-литровыми). Полуторалитровые версии выпускаются на нескольких украинских автозаводах. ЗАЗ и Daewoo из-за весеннего подорожания утратили по 5% рынка (падение продаж – 5-6 тысяч машин в год). Зато их долю частично заполнил Chevrolet, объем реализаций которого по сравнению с 2004 годом вырос втрое (в нашей стране у данного бренда наилучшая динамика в Европе). Существенный рост продаж и увеличение доли рынка продемонстрировали Skoda, Toyota, Nissan, Ford, Hyundai, Peugeot, Renault, Suzuki, Seat, Chrysler и некоторые другие. Многие компании (особенно в премиум-сегменте) хотя и продали машин больше или столько же, сколько в прошлом году, потеряли относительную часть рынка.
Заметным событием стало массированное наступление китайских автомобилей. Отечественные автоимпортеры и дилеры привезли в Украину продукцию около десятка китайских брендов (в Поднебесной их примерно сотня) и с различным успехом начали их реализацию. В прошлом году некоторые крупные представители украинского автобизнеса открыли специализированные компании по импорту и продаже «китайцев» в Украине, но главного «удара» следует ожидать все же в 2006-м. Украинские автопроизводители начали выпуск машин новых марок и моделей, и в текущем году продолжат наращивание мощностей и ассортимента продукции. Кроме того, в 2006 году могут произойти очередные изменения в налогообложении предприятий автобизнеса, что вызовет соответствующие колебания спроса на рынке. Например, уже со второго полугодия 2006-го карбюраторные машины покинут рынок новых автомобилей, их сменят аналогичные инжекторные (причем изрядно подорожавшие). Сегодня поднимается вопрос об ужесточении квотирования импорта российских авто, что может привести к уменьшению их присутствия. Зато среди иномарок конкуренция еще больше усилится, в том числе из-за увеличения объемов их сборки в Украине.
Прогнозы развития марок на 2006 год (первая 30-ка) * |
|
Основные тенденции украинского авторынка в 2005 году и прогнозы на 2006 год |
|