X

Авторынок на грани выживания

Руководители автомобильных компаний и представители власти обсудили ситуацию на украинском автомобильном рынке.

Ставший уже традиционным ежегодный форум представителей автобизнеса, который проходит перед оглашением результатов акции «Автомобиль года в Украине», в этот раз был самым представительным за всю его историю. На круглый стол в Национальном транспортном университете собрались не только первые лица автомобильных дистрибьюторов и импортеров, руководители профильных ассоциаций, но и представители власти – народные депутаты, заместитель администрации Президента и работники министерств. Отрадно, что главные проблемы авторынка были услышаны чиновниками высокого ранга и эта встреча должна стать началом эффективного диалога между автобизнесом и властью.

«Автомобиль года в Украине 2015»: победители названы!

Первым обозначил проблемы в отечественной автомобильной промышленности вице-президент ассоциации «Укравтопром» Ефим Хазан. Он отметил, что из-за катастрофически низкого спроса на новые автомобили отечественные автопредприятия сегодня на грани остановки. По сравнению с рекордным для Украины 2008 годом в 2014-ом объемы производства упали в 15 раз, экспорт – в 22 раза. Численность занятых в автопроизводстве сократились в 2 раза, наполнение бюджета со стороны автопрома – в 7 раз, валютная выручка от поставок наших машин за рубеж снизилась на 85%. В то же время нагрузка на фонд по безработице выросла до 0,6-1,0 млрд. грн. в год – много людей, ранее работающий на автомобильных предприятиях, лишились работы. Чтобы привлечь инвестиции, надо создать в нашей стране такие же условия, как в Европе. Кроме того, надо освободить от ввозных налогов оборудования для строительства и модернизации автопредприятий, провести ряд мер для стимуляции экспорта.

Директор по маркетингу ГР «АИС» Сергей Боровик рассказал об одной из важных причин падения рынка в 2014 году – ввозе подержанной техники. Докладчик напомнил, что сегодня в Украине представлено более 50 брендов автомобилей, автомобили продают более 1000 автоцентров, и в них занято свыше 30 тысяч человек. Бюджет получает в среднем 34% от каждого автомобиля, то есть в прошлом году государство от официальных автоимортеров получило 800 млн. долларов. Причинами падения авторынка были экономическая ситуация в стране, утрата важных регионов, а также «серый» способ ввоза некоторых автомобилей. По данным Сергея Боровика, серый импорт «откусил» от официального во втором полугодии 20-24% рынка или 4 тысячи автомобилей ежемесячно.  Таким образом, из-за этой «серой» схемы потери бюджета на растаможке составили около 3,5 тысяч долларов, то есть не менее 17 миллионов долларов в месяц.

Народный депутат, глава транспортного комитета ВР Ярослав Дубневич, согласен, что в прошлом году «дыры» в законодательстве привели к потерям бюджета. Но в то же время он призвал сообща разобраться, почему в нашей стране так дорого стоят автомобили и почему наши граждане предпочитают ввозить импортные автомобили из Европы. Ярослав Дубневич говорит, что поддержка автопрома должна быть, но не за счет госбюджета. «Надо найти «золотую середину» в размерах налогов для легкового и коммерческого транспорта. Мы готовы сделать отдельное заседание транспортного комитета, привлекая экспертов от автопроизводителей и импортеров, чтобы найти тот баланс, который бы устроил всех на авторынке, – говорит глава этого комитета в парламенте.  – Чем больше мы будем дискутировать и общаться, тем лучше будут наши законы. Существует несколько направлений законотворчества – одни предлагают все ужесточить, другие – наоборот, либерализировать. Но в правительстве должна быть четкая стратегия развития авторынка, и вы должны помочь нам ее выработать. Мы готовы рассмотреть ваши консолидированные предложения».

Заместитель главы бюджетного комитета ВР, народный депутат Виктор Кривенко сказал, что «если есть конкретные факты нарушения чиновниками законодательства, то депутаты будут способствовать их наказанию. Развивать внутреннее производство необходимо, но нам надо улучшать инвестиционную политику. Кроме того, мы ждем от вас, предпринимателей авторынка, задание, как привлечь сюда инвестиции в производство автокомпонентов, и будем создавать условия для этого».
Заместитель главы администрации Президента Дмитрий Шимкив говорит, что лично участвовал в создании автоматизированных систем для автозаводов, и сегодня в нашей стране разрабатываются много систем для производства автомобилей, экосистемы для автотранспорта и программное обеспечение для автомобилей.  Но нам надо привлекать инвестиции именно для автопрома, а ведь сейчас инвестиции в Украину идут не туда, а в инфраструктуру агробизнеса. Но нам надо перейти к модели, при которой привлекаются деньги в конкретные проекты.  Мы должны перейти на евростандарты в технических регламентах.

Олег Боярин, глава федерации автоработодателей Украины, напомнил, что в 2008 году автопром занимал в Украине 4% ВВП, а сейчас – 0,1 %, а в Словакии 10%. Сегодня у нас есть современные предприятия, высокотехнологичные, но они стоят – что с ними делать? У нас нет системного управления экономикой. Мы понимаем, что нельзя поднять отрасль за год. 4 года назад мы дали программу с четким указанием показателей. За год работы правительства никаких реальных шагов не показало. Становится все хуже, в результате чего экономика рушится, и сегодня нам надо сократить 90% людей, а производство закрыть полностью, потому что они не зарабатывают себе зарплату. Нам надо определить четкую программу отраслей и дать людям возможность заработка. Только тогда будет рынок и для автомобилей, и для других товаров.

Георгий Вашадзе, представитель парламента Грузии, коротко рассказал о практике развития автобизнеса в Грузии. В этой стране нет производства, но государство стало перевалочным пунктом для автомобилей в близлежащие страны. Функция государства именно в том, чтобы не было «черных дыр» в законодательстве, не было коррупции. Грузия искоренила коррупцию, упростило налоговую систему и бюрократические процедуры, упростило реэкспорт. И авторынок с 24 миллионов долларов вырос до миллиарда.

Генеральный директор ассоциации автомпортеров ВААИД Олег Назаренко отметил, что есть общие проблемы на авторынке. «Я готов подписать меморандум взаимодействия с автопромом и передать все барьеры, которые мешают бизнесу. Мы не просим преференций, просим удалить те проблемы, которые мешают бизнесу» – говорит Олег Юрьевич.

Представитель Министерства экономики Виктор Козырев сказал, что в 2008 году импорт и производство делили между собой рынок поровну, но после кризиса была ослаблена поддержка производства, и доля автопрома стала критически низкой. Сегодня в Минэкономики есть готовая программа развития автопрома до 2020 года, которая станет частью программы развития промышленности Украины в течение одного-двух месяцев. Но даже если не будут развиваться подобные программы, то мы можем точечным образом совершенствовать нормативно-правовую базу.
Глава представительства «Пежо Ситроен» в Украине Лоик Сибрак напомнил, что сегодня главная проблема всех – спасти автобизнес, спасти автодилеров. Импортеры работают по законодательству Украины, платят все налоги и обеспечивают им работу. Надо спасти бизнес, и когда люди начнут работать и зарабатывать, то рынок вернется в русло развития.

Андрей Длигач, аналитик «Адвантер Груп», попытался дать прогнозы авторынка на ближайшее время.  В Украине авторынок новых автомобилей должен быть 500 тысяч в год, только тогда в течение 10 лет можно довести уровень автомобилизации до среднеевропейской. Но минувший год дал всего 100 тысяч автомобилей, и это еще не дно рынка. В 2014 году произошло снижение самооценки потребителей – 6% снизили свою оценку со среднего класса на нижний. То есть они откажутся от автомобилей. 46% украинцев находятся в стадии «зависания» – они просто не тратят денег. Хотя деньги есть – около 124 млрд. гривен люди забрали из банков в прошлом году, примерно 75 млрд. долларов находятся у населения. Но люди не готовы тратить – 41% домохозяйств стали рациональнее тратить (против 14% в 2009 году). Кроме того, все больше людей стали переключаются на более дешевые марки, переходят на вторичный рынок. Процесс покупки автомобиля – от принятия решения о покупке автомобиля до оплаты денег – удлинился на 20%. А это значит, что даже если от государства поступит позитивный сигнал для населения, покупки начнутся только через 5 месяцев. Таким образом, самый оптимистический прогноз авторынка на 2015 год – 80 тыс. автомобилей (при среднем курсе 25 грн./доллар). Если весной государство объявит дефолт и курс опустится до 60 грн./доллар, возникнет гиперинфляция, то рынок будет не больше 55 тысяч автомобилей.  Чтобы выжить в этих условиях, представителям автобизнеса нужно удерживать свою долю рынка, оптимизировать расходы, минимизировать убытки. А также – работать с лояльными клиентами.