
Авторынок Китая: Автопланета под названием Китай
По количеству автомобильных заводов Китай смело может соперничать с крупнейшими автодержавами мира. И как только будет насыщен внутренний рынок, вполне вероятно, китайские машины хлынут в Европу, в том числе и в Украину.
![]() | ![]() | По количеству автомобильных заводов Китай смело может соперничать с крупнейшими автодержавами мира. И как только будет насыщен внутренний рынок, вполне вероятно, китайские машины хлынут в Европу, в том числе и в Украину. |
Автомобили – относительно новое явление для Китая. В эпоху развитого социализма в этой стране частным лицам было запрещено владеть личными автомобилями – четырехколесными средствами передвижения могли пользоваться только партийные боссы и руководители крупных предприятий. Но времена меняются, и быстрое экономическое развитие страны оказалось невозможным без удобного и быстроходного транспорта. И многие из 1,3 миллиарда китайцев решили пересесть c велосипедов на автомобили.
Руки есть – заводы будут
Китайское правительство, осознав важность автомобилизации страны, решило не только насытить внутренний рынок машинами, но и занять население в их производстве. На импорт автомобилей в Китае установлены огромные пошлины (с учетом акциза – около 60%), поэтому завозить их в страну невыгодно. В то же время строительство автомобильных заводов на территории Китая поощряется. Правда, при этом должно выполняться одно важное требование – половина акций совместного предприятия принадлежит китайскому владельцу. Учитывая огромный рынок этой страны, мировые автомобильные концерны согласились на данные условия и начали возводить автозаводы. Тринадцать мировых автогигантов создали в Китае 20 совместных предприятий. Кроме того, более дюжины местных компаний выпускают автомобили собственной разработки. Заводы этих фирм сосредоточены на юго-западе страны – в провинциях Ляонин, Хебей, Гуандун, Цьзяньсу и др. Дошло до того, что в некоторых районах Китая количество предприятий превысило разумную концентрацию и правительство в определенных провинциях уже запрещает строить новые. А ведь есть еще масса фабрик по производству комплектующих! Например, Robert Bosch, Delphi, Denso, TRW и Visteon уже разместили в Поднебесной производство различных комплектующих.
«Большая тройка» по-китайски
Китайский авторынок оправдал надежды инвесторов: если в 1998 году здесь было продано 484 тыс. машин, то в 2003-м – уже 2,1 миллиона. Рост рынка в 2003 году по сравнению с предыдущим составил 48%. Эксперты считают, что в 2010 году здесь продадут около 5 млн. автомобилей. Если это произойдет, китайский рынок станет третьим по величине после американского и японского. Кстати, судя по мощностям местных автозаводов, такой результат вполне под силу даже без сооружения новых производств. Впрочем, китайское правительство недавно смягчило требования к иностранным инвесторам, что может послужить очередным толчком для строительства заводов в стране с дешевой рабочей силой.
Среди нескольких десятков автопроизводителей в Поднебесной лидируют First Auto Works, Dongfeng Motors и Shanghai Automotive Industry Corp. (SAIC), которые владеют совместными предприятиями с участием мировых автопроизводителей и собственными автозаводами. Каждый из них выпускает от 470 до 860 тысяч машин в год. На рынке также работают семь менее крупных автомобильных групп, производящих от 100 до 400 тыс. машин ежегодно. Как знать, возможно, через пару лет их названия будут так же известны, как General Motors и Ford. Ведь уже сегодня SAIC готовится купить английский MG Rover, а перед этим приобрел пакет акций корейской Ssang Yong и американско-корейской GM-DAT.
Welcome, Made in China
Несмотря на устоявшиеся стереотипы, в Китае сегодня выпускают не только автомобили, снятые с производства в Европе или Японии, но и современные модели мировых автогигантов. Более того, китайцы начали подделывать автомобили! Недавно компания Honda Motor подала иск к одному из местных автопроизводителей за то, что его модель Sail S-RV полностью копирует известный японский внедорожник Honda CR-V. При этом у китайской машины нет необходимых средств безопасности – на них попросту сэкономили. Зато стоимость «клона» CR-V вдвое дешевле, чем оригинала!
Выпуская огромное количество машин, китайская автоиндустрия не может ограничиться только внутренним рынком. Исходя из меньшей себестоимости выпуска продукции в Поднебесной, автопроизводители сочтут очень выгодным экспорт автомобилей китайского производства. Причем в первую очередь китайские машины увидят в тех странах, где население не настолько богато, чтобы покупать дорогую технику из Европы, США или Японии. Таким образом, уже в ближайшее время китайские легковушки с известными логотипами на решетке радиатора появятся в автосалонах сначала в Азии, а потом – и в России, и в Украине. «Первой ласточкой» стала Honda, которая построила автозавод для производства машин на экспорт – в том числе в Европу. Неужели скоро на авторынке повторится ситуация, сложившаяся на рынке игрушек и электроники, когда найти товар, сделанный не в Китае, станет проблематично?
Автопредприятия Китая | |
![]() |