Автопродажи в России в 2014 году смогут обогнать Германию, и, таким образом, российский авторынок может стать крупнейшим авторынком Европы.
Так, по итогам I полугодия 2012 года лидером по реализации автомобилей в Европе является Германия, чей авторынок увеличился на 1% до 1 млн. 634 тысячи 500 машин, что стало возможным, в том числе и благодаря значительным скидкам от автопроизводителей. Между тем, в последние месяцы заказы автомобилей у немецких дилеров начали снижаться, в связи с чем аналитики ожидают падения продаж во второй половине года. Российский же авторынок в январе-июне показал второй результат – 1 млн 334 тысяч единиц, установив, таким образом, новый рекорд за последние четыре года.
Как говорит управляющий директор BDW Automotive (IHS Group) Детлеф Боршайд, немецкий авторынок в ближайшие годы ждет стабилизация на уровне 3,2 млн машин в год, тогда как в автопродажи в России продолжат расти. Так, по прогнозу BDW Automotive, в нынешнем году немецкий авторынок вырастет на 8% – до 3 млн 200 тысяч машин, а российский – на 15% до 2 млн 790 тысяч штук. В будущем году в Германии будет продано 3 млн 210 тысяч автомобилей, в России – 3 млн 100 тысяч. А в 2014 году российский авторынок сможет обойти немецкий: 3 млн 420 автомобилей против 3 млн 200 тысяч машин. В дальнейшие годы отрыв России от Германии будет увеличиваться, и к 2020 году составит 4,1 млн против 3 млн автомобилей, прогнозирует BDW Automotive.
По словам Детлефа Боршайда, в настоящее время население Германии стареет, работающих людей становится меньше, поэтому темпы обновления автопарка снижаются. «В свою очередь, для немецкой молодежи автомобиль сегодня не является предметом статуса, тем более, что в крупных городах владение личным транспортом теряет смысл, – рассказывает управляющий директор BDW Automotive. – Все больше жителей Германии пересаживается на велосипеды и общественный транспорт. Кроме того, в мегаполисах действуют так называемые системы «carsharing» по аренде автомобиля, на котором можно доехать в определенную точку города».
Среди причин падения спроса на автомобили в Германии Детлеф Боршайд также называет медленный рост доходов населения. В то же время современные автомобили растут в цене, становясь более технологичными, безопасными и экологичными, что, в свою очередь, удлиняет период владения машиной.
Что касается перспектив российского авторынка, по мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, его развитие будет зависеть от того, как быстро будет расти средний класс. «К примеру, в той же Германии, где живет 82 млн человек, средний класс значительно больше, чем в нашей стране с населением в 143 миллиона, поэтому и объемы немецкого авторынка превосходят автопродажи в России», – говорит он. По мнению эксперта, потенциал российского авторынка составляет не более 3,6 млн легковых машин в год.