Автомобильный рынок Украины в 2012 году: рост или падение?
По мнению специалистов информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, обнародовавших неутешительные данные, по итогам 2012 года продажи новых автомобилей в Украине впервые за последние три года сократились. Этот показатель снизился почти на 1,5%, до 217,403 тыс. (с 220 тыс. в 2011 году). Основной вклад в спад продаж внес снизившийся спрос на бюджетные модели, такие как ЗАЗ Lanos, Daewoo Matiz и Nexia, которых, в сравнении с показателями 2011 года, было реализовано меньше, соответственно, на 50,5%, на 39,8% и на 34%. Кроме того, не могла не сказаться и экономическая ситуация в стране, когда у населения просто нет лишних денег для таких покупок, как автомобиль.
В то же время по данным, распространяемым ассоциацией «Укравтопром», картина на украинском рынке диаметрально противоположна. Статисты ассоциации настаивают на том, что в 2012 году новых легковых автомобилей было продано больше, чем годом ранее, причем на целых 14%. Если же говорить об абсолютных величинах, то разница между продажами по AUTO-Consulting и продажами по «Укравтопрома» составляет 25500 автомобилей.
Эксперты «Автоцентра» склонны больше верить первым данным, ведь они сопоставимы с государственной статистикой. Так, согласно данным Госстата, по итогам 11 месяцев 2012 года в промышленности произошел спад на 1,5%, причем падение наблюдалось в последние несколько месяцев. Кроме того, если в начале 2012 года прогнозировался рост ВВП на 2,4% по итогам года, то в ноябре международное рейтинговое агентство Fitch Ratings снизило прогноз до 0,5%. А поскольку автомобильный рынок является по сути зеркалом состояния экономики государства в целом, то вряд ли люди стали покупать больше автомобилей.
«Падение авторныка было обусловлено стагнацией экономики Украины, спадом промышленности, падением автокредитования (банковские ставки для населения на сегодня самые высокие за последние 10 лет), низкой ликвидностью гривны и девальвационными ожиданиями. И даже в 1-ом полугодии нынешнего года предпосылок к росту авторынка нет, и его падение будет продолжаться. Более того, если буду повышены налоги на автоимпорт: введение утилизационного сбора, спецпошлины на автоимпорт, увеличение ввозной пошлины с 10 % до 25 % и т.д., то авторынок Украины и продажи автомобилей могут упасть на 65- 70», – считают в ассоциации автоимпортеров ВААИД.
Что же касается тройки лидеров среди проданных марок, то тут AUTO-Consulting и «Укравтопрома» единодушны только в вопросе определения победителя – год «выиграл» Hyundai. А вот по поводу распределения мест за спиной у корейской марки мнения двух компаний снова разделились. По версии группы AUTO-Consulting, второе место у ЗАЗ, третье – у ВАЗ, тогда как «Укравтопром», наоборот, «отдал» продукции Запорожского автозавода третью позицию, а ВАЗу – второе, что должно подтверждать тезис Ассоциации автопроизводитителей Украины о том, что автомобили украинского производства сдают позиции импорту. Вот и в 2012 году, как утверждает «Укравтопром», доля отечественной продукции, включая легковые, коммерческие автомобили и автобусы, упала еще на 8% и составила всего 20% от общего рынка.