Автомобили импортного производства оккупируют российский автопром
По итогам I квартала 2012 года, их доля в объеме производства легковых автомобилей в России достигла рекордных 68,9%. При этом, еще в 2007 году доля автомобилей импортного производства была вдвое меньше нынешней – более 35,4%, а в 2004 году – всего 11,6%. Показательно, что даже в 2010 году, когда автомобильный рынок России начал восстанавливаться после кризиса благодаря утилизационной программе, иномарки продолжили наращивать свое присутствие в российском автопроме, впервые заняв более половины производства – 52%.
Как отмечают аналитики «Автостата», иностранные автопроизводители наращивают свою долю в объеме производства благодаря расширению модельного ряда и увеличению производственных мощностей, а также за счет сокращения объемов выпуска отечественными автозаводами. По словам экспертов PricewaterCoopers, 10 из 12 крупнейших мировых автопроизводителей имеют сборочные производства в России.
Крупнейшим производителем импортных автомобилей в России остается калининградский «Автотор», выпустивший в I квартале 56065 автомобилей марок Kia, BMW, Chevrolet и Opel. Лидерство «Автотора» объясняется более привилегированном положением калининградского завода даже по сравнению с предприятиями, работающими в рамках режима «промсборки». Дело в том, что как резидент особой экономической зоны Калининградской области «Автотор» специализируется в основном на крупноузловой сборке и ввозит автокомплекты по нулевым таможенным пошлинам.
Не упустили возможность этим воспользоваться и многие зарубежные автопроизводители, в том числе, имеющие собственные заводы в России. Между тем, вплотную приблизился к «Автотору» петербургский завод Hyundai, который в январе-марте увеличил производство в 3,6 раза – до 54510 автомобилей. Более половины из них – это самая популярная в России иномарка Hyundai Solaris, оставшиеся машины – новый Kia Rio.
Как говорят эксперты, будущее российского автопрома во главе с «АвтоВАЗом» зависит от кооперации с зарубежными партнерами по производству перелицованных бюджетных автомобилей импортного производства. Примером тому может служить недавний запуск производства на «АвтоВАЗе» универсалов Lada Largus. При этом, считают аналитики, конкурентоспособными такие автомобили смогут быть только при обеспечении надлежащего качества и привлекательной цены для массового покупателя. В противном случае весь традиционный российский автопром будет неуклонно снижать производство, объемы которого сравняются с количеством машин, выбывающих на утилизацию по возрасту.