X

Автомобиль года в Украине 2014: Автоимпортеры и автопроизводители помирились

В ходе круглого стола на финальной церемонии акции Автомобиль года в Украине 2014 автоимпортеры и автопроизводители впервые нашли общий язык.

Финальная церемония акции Автомобиль года в Украине 2014, на котором были названы автомобили, победившие в акции и обладатели первых мест «Авторейтинга-2013», объединила практически всех первых лиц украинского автобизнеса. Руководители компаний-импортеров, дистрибуторов, иностранных представительств, автозаводов, профильных ассоциаций и крупных дилерских сетей собрались за круглым столом, чтобы обсудить текущие проблемы отрасли.

Олег Омельницкий, директор ИАГ «AUTO-Consultung», подводя итоги 2013 года, рассказал, что при падении рынка новых автомобилей общий авторынок Украины вырос за счет увеличения количества сделок на вторичке. Говоря о факторах, который повлияют на продажи новых автомобилей в 2014 году, Олег предположил, что на него будут иметь влияния политический, общеэкономический, валютный вопросы и системный – по распределению долей рынка между разными категориями автомобилей.

Но докладчик выразил уверенность, что отечественный рынок обречен на рост, ведь доля автомобилизации в целом по стране намного меньше, чем в соседней России и странах Европы и вдвое меньше, чем в Киеве – 345 единиц на 1000 жителей. Именно к этому показателю стремится отечественный авторынок.

Награждение победителей акции Автомобиль года в Украине 2014
Авторынок Украины обязательно будет расти

Генеральный директор ассоциации автоимпортеров ВААИД Олег Назаренко отметил, что нынешняя проблема малого объема авторынка возникает из-за отложенного спроса, ведь многие люди уверены, что спецпошлины и утилизационный сбор скоро отменят, из-за чего автомобили подешевеют. Но отечественных автопроизводителей надо защищать другими методами – стимулировать потребительский рынок путем выдачи льготных кредитов населению, уменьшить налоговую нагрузку на предприятия, улучшать макроэкономические показатели в стране. А такие шаги государства, как намерение беспошлинно ввозить автомобили чиновникам под видом помощи детям, не только циничны, но и вредят цивилизованному авторынку.

По словам Олега Назаренко, опираясь на неофициальные данные, только в прошлом году без уплаты налогов и сборов в Украину было ввезено около 80 тысяч автомобилей, что в 20 раз больше, чем годом ранее. А это дестабилизирует цивилизованный авторынок в стране.

Глава наблюдательного совета ЧАО «Еврокар» Олег Боярин предложил автоимпортерам и производителям бороться не с собой (внутри рынка), а пытаться вместе увеличить покупательскую способность. А это можно сделать, только наращивая количество рабочих мест. Но при нынешней ситуации в экономике страны проблема состоит не этом, а в том, сколько закрыть предприятий, а сколько оставить. Это реальная проблема из-за давления налоговых и прочих служб, которые делают нереальной легальную работу предприятий в Украине.

Вице-президент корпорации «Укравто» по производству Олег Папашев поддержал выступающих и выссказался за создание равных условий на рынке. Он сказал, что не боится конкуренции других производителей, которые могут разместить производство в Украине, но в нашей стране нет условий для его развития.

Директор представительства «Ситроен-Украина» Лоик Сибрак посетовал на то, что в нашей стране планирование возможно только на ближайшие месяц или три, не более. Но работать на нашем рынке можно, и даже нынешняя ситуация со сменой курсов валют дает автопродавцам возможность успешно оживить продажи. «Мы на этом рынке гости, актеры, и действуем согласно сложившейся ситуации, – говорит Лоик. – Но мы надеемся, что вторая половина 2014 года будет лучше по продажам, чем первая».

Руководитель автомобильного бизнеса «Ви-Ди Груп» Артем Ткаченко был поражен низким «градусом» дискуссии между импортерами и производителем, и сразу же объяснил это отсутствием в стране нормальных условий для бизнеса. «Макроэконимические факторы играют против любых рынков, не только автомобильного, – говорит Артем. – В 2008 году, когда украинский авторынок показал рекордные продажи, уровень доходов людей не был в три раза выше, чем сейчас. Но зато настроение потребителей, уверенность в завтрашнем дне была на порядок выше» В нашей стране уровень рынка в 500-600 тысяч автомобилей является нормальным, но он вырастет только в том случае, когда улучшиться покупательские настроения людей».

Вахтанг Васадзе, вице-президент Корпорации «Укравто», напомнил присутствующим, что общий авторынок Украины в минувшем году вырос на 22%. И рост вторичного рынка говорит о том, что продавцы новых автомобилей хорошо поработали несколько лет назад. И, несмотря на все попытки государства не развивать авторынок, он все равно растет по отношению к 2009 году, хотя роста ВВП нет. А если ВВП в стране вырастет хотя бы на 1-2%, то это моментально скажется на увеличении продаж новых автомобилей, и его объем в 500 тысяч – будет быстро достигнут.

Один из факторов развития продаж на первичном рынке – кредитная политика. Но Галина Жукова, Член Правления «Креди Агриколь Банка» уверила присутствующих, что в ближайшие месяцы ставки по автокредитам снижаться не будут, более реально их повышение. Главный индикатор колебания кредитных ставок – это депозиты, а они сегодня на уровне 20% и выше и для привлечения средств будут расти и дальше. Стабилизация кредитных ставок возможна только во второй половине года.

Бизнес-консультант Андрей Длигач также уверен, что объем отечественного авторынка должен достигать полумиллиона. Но сегодня продавцы для привлечения клиентов используют больше частью стимуляционные инструменты – скидки, подарки. Они действуют только для переманивания покупателей один у другого, но никак не способствуют увеличению их числа. Сейчас время замены автомобиля среди украинцев выросло в среднем с 5 лет до 7,5. А выбор автомобиля растянулся на многие месяцы. Поэтому автопродавцам необходимо переходить со стимуляционных на другие методы привлечения клиентов – увеличения лояльности, бонусам. Надо повышать количество лояльных к бренду и компании людей, ведь один нелояльный человек может сделать столько же вреда компании, сколько не под силу исправить десяти приверженцам.

Подводя итоги дискуссии, модератор круглого стола Олег Василевский заметил, что былого ранее противостояния между автоимпортерами и автопроизводителями уже нет, у них есть единая цель – развивать авторынок, повышать покупательскую способность населения, работать над новыми инструментами стимулирования покупок новых автомобилей.