X

Автобусы родины коала

Символ Австралии – не только кенгуру, как принято считать, но и еще более экзотичные небольшие медвежата коала, которые водятся лишь в этой стране. Больше нигде не встретишь и многие автобусы местного производства – это настоящий клондайк для истинных ценителей.

Символ Австралии – не только кенгуру, как принято считать, но и еще более экзотичные небольшие медвежата коала, которые водятся лишь в этой стране. Больше нигде не встретишь и многие автобусы местного производства – это настоящий клондайк для истинных ценителей.

Символ Австралии – не только кенгуру, как принято считать, но и еще более экзотичные небольшие медвежата коала, которые водятся лишь в этой стране. Больше нигде не встретишь и многие автобусы местного производства – это настоящий клондайк для истинных ценителей.

На австралийских дорогах можно увидеть автобусы двух десятков местных марок. Чаше всего встречаются машины крупных производителей, которых можно пересчитать по пальцам одной руки (Сustom Coaches, Volgren, PMC, Austral-Denning). Машины других ателье более редки, к тому же многие из этих фирм уже прекратили свое существование. Шасси, используемые для автобусов, в основном от ведущих западноевропейских производителей: Scania, Mercedes, Volvo, MAN, реже – IVECO и Renault.

Среди импортируемых автобусов в большом классе распространены машины Irizar Century, автобусы Designline из Новой Зеландии, а также китайские модели ВСI; в сегменте «миди» – японские Toyota Coaster, Nissan Civilian и Hino R8.

Автобусный парк Австралии довольно новый – как-никак страна занимает первое место в мире по уровню жизни. Тем не менее «ветераны» – модели 25–30-летней давности еще не сошли со сцены. Преимущественно это школьные автобусы, а также машины из небольших городков.
Custom Coaches Крупнейший производитель автобусов в Австралии с 55-летней историей (фото слева – лайнер конца 70-х). Сегодня на заводах Сustom Coaches (СС), в двух штатах, трудится 580 человек. Здесь производят широкую гамму низкопольных машин, а также семейство пригородных (многоцелевых) автобусов большого и среднего классов.

Самый большой туристический автобус – 4-осный PMC модели Apollo (1997 г. в.). Его длина – 14,5 м. Салон – на 64 пассажира.

Фирма Mills-Tui производит различные автобусы, в частности, чартерный Orbit, на шасси Mercedes. Кроме того, она выпускает пожарные автомобили и кареты скорой помощи.

Низкопольные автобусы в больших городах работают на природном газе. Пример тому – машина модели СB60 Evo II с баллонами на крыше, выпущенная крупнейшим ателье Сustom Coaches.

Городские автобусы Ansair модели Orana имеют характерное «лицо» с наклонным лобовым стеклом и сдвоенными фарами. Этот трехосник на шасси Scania перевозит 95 человек.

Типичный лайнер 80-х – Austral модели Tourmaster с мощным «кенгурятником» и стойками крыши с отрицательным углом наклона. Увы, фирмы Austral, равно как ее последовательницы Austral-Denning, давно уже нет.

Крупнейший перевозчик – Greyhound Australia, как и американский прародитель, носит эмблему в виде бегущей гончей. В его парке – ярко-красные автобусы марки Motorcoach.

Volgren
Этот производитель также претендует на лидирующее место. Компания имеет два завода, которые расположены в крупных городах – Мельбурне и Перте. Производственные площади составляют 45 тыс. м кв., штат – свыше трехсот человек. Первый низкопольный автобус фирма изготовила в 1994 г. Сейчас здесь выпускают городские модели (длиной 11, 12,3 и 14,5 м), школьные/чартерные, а также туристические класса люкс. Применяются шасси марок Mercedes-Benz, Scania и MAN.

Особенность машин – алюминиевый кузов, собираемый по запатентованной технологии Со-Bolt: наружные панели крепятся стальными уголками на болтах. Кузова отличаются прочностью, хорошей ремонтопригодностью и позволяют смело применять дизайнерские решения: остроугольные формы (стиль Сutting Edge).

Austral Pacific Group
Это крупный концерн, объединявший до недавнего таких крупных производителей автобусов, как Austral-Denning, Autobus, MCA (Motorcoach Australia), PMC (Pressed Metal Corporation), а также Ansair. Однако после банкротства в 1998 году материнской компании Сlifford Сorporation он распался. Канули в лету и все его дочерние структуры – дольше всех, до 2006 г., продержалась фирма Autobus.

Denning Manufacturing
Сравнительно молодая фирма, образованная в 2003 году после реструктуризации другого производителя автобусов с похожим названием Alan B Denning. Не путать с еще одним крупным автобусостроителем Austral-Denning (ранее – две независмые фирмы – Austral и Denning), который, увы, канул в Лету после распада вышеупомянутого объединения Austral Pacific.

Сегодня Denning Manufacturing выпускает двух- и трехосные туристические автобусы длиной 12,3, 13,5 и 14,3 м. Кроме того, он производит школьные модели и низкопольные автобусные шасси – в основном для кузовного ателье Сustom Coaches. Двигатели – Сaterpillar или Cummins, коробки – Allison или Eaton, мосты – Meritor.

Автобус NCBC модели Protege – образец передовых технологий. Его кузов в среднем легче на полтонны, что делает машину более экономичной.

«Гармошка» PMC Mark II на шасси Mercedes-Benz O305G появилась еще в конце 70-х, но до сих пор исправно трудится на улицах Сиднея.

Классика междугородного жанра – хромированный лайнер модели Landseer DenAir 92 Turbo, выпущенный фирмой Denning. Мотор – Detroit Diesel 6V92.

Austral-Denning модели Highlander (c англ. – «горец») с характерной для Австралии трехосной схемой (6х2). «Кенгурятник» позднего типа, интегрированный.

Английское влияние в Австралии чувствуется во всем: на монетах – королева Елизавета II, на улицах Сиднея – красные дабл-деккеры британской марки MCW (Metro Cammel Weymann).

На железнодорожном вокзале Сиднея пассажиров встречает раритетный экспонат – автобус-дрезина Pay Bus FP1. Таких машин изготовила фирма Waddington в 1936–1937 гг. всего 6 штук. Мотор – Ford V8. Скорость – 80 км/ч.

Из аэропорта в отель туристов часто доставляют в автобусах «миди», а их багаж­ – в специальных прицепах. На корме этого Mitsubishi Rosa – высоченная выхлопная труба под хромом.

«Круглолицый» из Новой Зеландии – низкопольник Designline модели EcoSaver на шасси MAN 16. 240.

Этот «старичок» PMC уже на пенсии и работает передвижным кафе.

Автобусы фирмы Volgren уже 25 лет имеют алюминиевые кузова на болтах. На фото – машина 1987 г. в.

NCBC
Компания North Coast Bus & Coach (NCBC), как видно из названия, расположена на северном побережье Австралии. Она образована в 1995 году и сегодня выпускает низкопольники Сity Bus и туристические Protege. Благодаря обильному применению стеклопластика (передняя и задняя маски, а также крыша) их кузова легче на 500–1000 кг, что улучшает экономичность. Так, при испытании низкопольной модели на шасси Scania LU94 на отрезке пути в 104 км с 72-мя остановками расход топлива был меньше на 5,7 л, чем на аналогичном шасси с другим кузовом.

Mills-Tui
Эта компания, образованная в 1999 году, имеет новозеландские корни, хотя расположена вблизи австралийского курортного города Брисбена. На предприятии трудятся 175 человек, ежегодный объем выпуска – 150 машин. Это туристические модели Valere, чартерные Majestic и школьные Orbit. В линейке есть и полноприводные автобусы Trekker с кузовом из нержавеющей стали. Компания также производит кареты скорой помощи, пожарные машины, мобильные рентген-кабинеты и передвижные библиотеки.

Итак, автобусы занимают важное место в транспортной инфраструктуре Австралии. Раз в два года на Зеленом континенте проходит автобусный салон, где демонстрируются новейшие модели местных производителей. А исторические машины каждый желающий может посмотреть в Сиднейском автобусном музее, о котором мы расскажем в ближайших номерах.

Юрий Гоголев
Фото автора