X

Автобус по-новому

Бориспольский автозавод







22 мая Бориспольский автозавод распахнул свои двери
перед журналистами, представив им несколько новейших автобусов, готовящихся
к производству в самое ближайшее время.

БАЗ – молодое, динамично
развивающееся предприятие, на котором работают высококвалифицированные
специалисты, буквально в считанные месяцы создающие новые автобусы. Нам
не терпелось узнать, какие новинки приготовили для нас заводчане на этот
раз, в преддверии Киевского Международного автосалона.

Свобода выбора

Напрашивается вопрос: не слишком ли увлеклись на заводе созданием новых
моделей? Руководство предприятия считает, что нет: сегодня рынок автобусов
в Украине находится в таком состоянии, что найти своего потребителя, производя
одну-две модели, очень трудно. Поэтому заводчане предлагают целую гамму
автобусов, начиная от особо малого, малого и среднего классов, а в ближайшее
время – и большого класса.

Стратегический партнер у завода остался прежний – индийская фирма Tata
Motors. Именно она поставляет шасси и моторы для самых массовых моделей
семейства – БАЗ-А079. Однако в связи с увеличением спроса на рынке и разработкой
автобусов других классов заводчанам приходится обращаться за агрегатной
базой и к другим производителем. Вообще, это очень правильный подход –
не зависеть от конкретного поставщика.

Новые модели

Наш рассказ начнем с моделей, которые завод при наличии спроса сможет
запустить в производство уже в этом году. Первая из них – пригородный
автобус малого класса БАЗ-А053.02 «Эталон», впервые показанный на выставке
«Автобус-2004» («КА» №5’2004). По большому счету, это укороченный более
чем на метр привычный БАЗ-А079 «Эталон» – его длину уменьшили с 7150 мм
до 6030 мм, а ширину – с 2240 до 2100 мм. В салоне предусмотрено 17 –
18 мест для сидения, общая пассажировместимость – 22 человека. На машину
устанавливается дизельный мотор Tata меньшей мощности – 90 л. с. вместо
130.

Другая новинка – удлиненный туристический автобус БАЗ-А079.20. Его салон
повышенной комфортности рассчитан на 28 мест. К услугам пассажиров удобные
кресла, вещевые 2,5-кубовые отсеки в задней части, индивидуальные дефлекторы
вентиляции.

Предприятие уже освоило выпуск городской модели особо малого класса
БАЗ-2215 «Дельфин», разработанной на базе «Газели». А теперь появился
3-осный (!) «Дельфин». Кузов удлинили на 720 мм – до 6400 мм, установили
подкатную третью ось. В результате автобус «перепрыгнул» в более высокий
– просто малый класс. И в этом нет ничего удивительного, ведь пассажировместимость
«Дельфина» увеличилась почти вдвое – с 18 до 32 человек. Машина получила
индекс БАЗ-3215 и теперь называется «Дельфин maxi». Пока на ней установлены
102-сильный польский дизель Andoria и КПП Eaton. На первой и третьей оси
предусмотрены стабилизаторы поперечной устойчивости.

На прошлогоднем Киевском автосалоне была «засвечена» перспективная модель
БАЗ-3202 «Пролисок». Машину отличают современный дизайн и несущий кузов
с салоном на 38 мест (для сидения – 16). Любопытная особенность конструкции
– заднее расположение двигателя, что нетрадиционно для малого класса.
В отличие от переднемоторной компоновки, широко применяемой ведущими западными
производителями, заднемоторная облегчает доступ к двигателю, способствует
лучшей шумоизоляции и обеспечивает снижение уровня пола, что облегчает
посадку и высадку. В этом году запланирован выпуск пробной партии из 20
– 30 таких машин, которые пройдут полномасштабные испытания на реальных
маршрутах. По сравнению с первым опытным образцом ширина автобуса уменьшена
с 2200 до 2100 мм, что положительно отразилось на дизайне экстерьера машины,
имеющей довольно узкую колею (см. фото в заголовке). Изменениям подвергся
и моторный отсек. Вместо электропривода радиаторного вентилятора установлена
вискомуфта, что улучшило охлаждение.

Заднемоторную компоновку получили и другие экспериментальные модели,
предназначенные для эксплуатации в городе. Одна из них – автобус малого
класса БАЗ-А212 «Славутич» с салоном на 37 мест (сидячих – 15). Здесь
тоже несущий кузов, а мосты – от «трехтонки» ЗИЛ-5301 «Бычок». У него
же позаимствовали и дизельный мотор ММЗ Д-245 мощностью 136 л. с. А вот
подвеска колес – оригинальная, пневматическая, с возможностью опускания
кузова на остановках (опция).

Новая модель БАЗ-А411 «Роксолана» относится уже к городским автобусам
среднего класса. Название модели символично: при ее создании на «БАЗ»
планировали использовать агрегаты турецкого автобуса «Султан» (как известно,
Роксоланой звали украинку, ставшей женой турецкого султана). Длина машины
– 9000 мм. В салоне, рассчитанном на перевозку 70 человек, предусмотрено
20 пассажирских кресел. Расположенный в задней части мотор может быть
разных марок: на выставленном образце это был двигатель Tata, но возможна
установка и любого другого. Подвеска всех колес пневматическая.

Пока кузова выпускаемых и перспективных автобусов сделаны полностью
металлическими. Однако чуть позже на одном из предприятий Западной Украины
планируется наладить выпуск стеклопластиковых наружных панелей – для обшивки
передней и задней частей кузова. Прогресс налицо.

Юрий Гоголев
Фото Владислава Бойко