Решение о повышении пошлины на поставляемые в Украину кузова для последующей крупноузловой сборки на их основе легковых авто пока не только не принято, но и до сих пор не было представлено для всеобщего изучения.
А тем временем представители укравтопрома его активно комментируют, высказывая диаметрально противоположные мнения. Очевидно, что такое поднятие пошлин – со 109 до 3500 евро – фактически поставит крест на тех производителях, которые заняты именно крупноузловой сборкой. Повышенная пошлина да еще с довеском в виде НДС войдет в конечную цену автомобилей, а значит, сделает их неконкурентными. Для той же Skoda Fabia минимальной комплектации прибавка в 4 тысячи евро – это даже больше, чем треть ее нынешней стоимости. И таких производителей в Украине два – «Еврокар» и «КрАСЗ». Соответственно, представители этих предприятий настроены против инициативы Министерства финансов.
«К сожалению, у нас в стране сложилась традиция защиты интересов не автомобильной промышленности в целом, а одного производителя, и такая практика применяется с 1991 года… У предложенного законопроекта высокий уровень негосударственных целей, очевидно, что это не приведет к расширению базы налогообложения в силу невозможности отдельными предприятиями с полным циклом производства обеспечивать ассортимент и удовлетворять потребности на внутреннем рынке. Дело в том, что одно предприятие по полному циклу эффективно выпускает одну-три модели автомобилей. На сегодня в Украине по полному циклу производят только автомобили бюджетного класса В (что составляет до 15% рынка). При этом на рынке представлено более 56 автобрендов, автомобилей классов A, B, C, D, E суммарным ассортиментом в 423 модели легковых автомобилей от бюджетного до премиум-сегмента…», – цитирует Председатель наблюдательного совета ЧАО «Еврокар» Олега Боярина AUTO-Consulting.
Аналогичного мнения придерживается и Василий Поляков, председатель наблюдательного совета Группы компаний «АИС», которой принадлежит сборочное предприятие в Кременчуге (КрАСЗ): «Ряд заводов в Украине осуществляет именно крупноузловую сборку автомобилей. Коротко факты: уровень локализации на таких производствах (и соответственно уровень добавленной стоимости) достигает 30%. Часть комплектующих поставляют украинские поставщики. Количество рабочих мест, которые обеспечивают такие производства – тысячи специалистов. Инициатива повышения акцизного сбора на кузова работает только на одного производителя, создавая неравные условия работы на рынке. Лишает тысяч людей рабочих мест. Это приведет к закрытию ряда еще работающих автопредприятий».
Со своей стороны, представители Запорожского автозавода (ЗАЗ), входящего в состав УкрАвто бизнесмена Тариэла Васадзе, а также корпорации «Богдан», которую связывают с министром экономического развития и торговли Петром Порошенко, поддерживают идею повышения пошлин на ввозимые кузова, так как полагают, что за схемой работы крупноузловой сборки стоит не что иное, как уклонение от налогов.
«При отсутствии законодательно закрепленных требований по созданию мощностей и локализации производства, крупноузловая сборка фактически является скрытым импортом и используется исключительно в качестве схемы ухода от налогообложения», – отметили журналистам ЛІГАБізнесІнформ в пресс-службе УкрАвто, добавив, что введение акциза на работе завода никак не отразится, а цены на автомобили, собранные в Запорожье, не вырастут.
Корпорация «Богдан» также поддерживают инициативу Минфина. «Инвестируя колоссальные средства в создание мощностей…, корпорация заинтересована в дальнейшем развитии автомобилестроительной отрасли, – отмечают в пресс-службе корпорации. – Только жесткие условия защиты внутреннего рынка (акцизный и утилизационный сборы, дополнительная пошлина на импорт авто и др.), создадут предпосылки для прихода мировых инвесторов…»