В то время как в Латинской Америке проходил «Дакар», на «черном континенте» состоялся альтернативный марафон – Africa Race. Свято место пусто не бывает...
В то время как в Латинской Америке проходил «Дакар», на «черном континенте» состоялся альтернативный марафон – Africa Race. Свято место пусто не бывает…
В то время как в Латинской Америке проходил «Дакар», на «черном континенте» состоялся альтернативный марафон – Africa Race. Свято место пусто не бывает…
Как только стало известно о переезде «Дакара» в Латинскую Америку, сразу несколько организаторов заявили о своем желании провести марафон по классическому африканскомy маршруту, включающему в себя «пустыню пустынь» Сахару и финишный спурт на берегу Розового Озера. Больше других преуспел Юбер Ориоль, в прошлом трехкратный победитель «Дакара», а впоследствии его директор. Француз проложил 7490-километровый маршрут через Францию, Марокко, Мавританию и Сенегал, рассчитанный на 12 дней. Ориолю удалось, с одной стороны, заручиться финансовой поддержкой прежних дакаровских спонсоров, которым нет дела до рекламных рынков Южной Америки, а с другой – склонить на свою сторону всех тех, кому не нравится новый формат «Дакара», в первую очередь частников и старожилов супергонки.
Перетягивание каната
Выйти на старт изъявили желание с полсотни экипажей во главе с прежними победителями Жан-Луи Шлессером, Джаокимо Висмарой и Яном де Роем. А директор камазовской команды Семен Якубов собрался снарядить в Африку экипаж Сергея Решетникова.
Но буквально за несколько дней до старта ситуация изменилась. Дело в том, что Africa Race явно начала перетягивать на себя спонсоров, участников и внимание СМИ. К тому же сроки ее проведения (27 декабря – 11 января) накладывались на дакаровские. Компания ASO, организатор «Дакара», подала в суд, который признал проведение африканской гонки незаконным, поскольку деятельность Ориоля противоречила авторским правам этой компании. Чтобы не подвергать риску проект, француз предпочел самоустраниться, пригласив на свое место еще одного неоднократного победителя и директора «Дакара» Рене Метжа. Увы, последний получил множество нареканий за организацию работы и низкую безопасность гонки Transorientale (см. «КА» № 8'2007).
В итоге Africa Race недосчиталась множества участников. «Карликовый» стартовый протокол включал лишь 8 мотогонщиков, 11 экипажей на внедорожниках и 4 – на грузовиках.
Как и в 1988-м, победил Ян де Рой. Но не на двухмоторном (1300 л. с.) DAF, а на «обычном» IVECO Trakker 4×4 (820 л. с.). | Africa Race началась с сенсации: лидерство в гонке, хоть и ненадолго, захватил аутсайдер – никому до того неизвестный венгр Миклош Ковач на Scania. |
Сплошные сенсации
Африканская часть марафона началась с сенсации: оба главных претендента на победу, де Рой и Ханс Бекс из-за ошибок в навигации потеряли почти полчаса, а гонку возглавил ранее неизвестный Миклош Ковач на Scania. Секрет его успеха был в… последней стартовой позиции. Да-да, если в жаркой пыльной Аргентине с ее узенькими дорожками старт из глубины пелотона – верный проигрыш, то на просторах Черного континента – отличное подспорье в навигации. Ведь тогда появляется возможность ориентироваться по следам идущих впереди. Вот почему на следующий день стартовавшие последними голландцы разом отыграли у неожиданного лидера более 40 минут. И подобный обмен выпадами продолжался всю гонку.
Третий день закончился еще одной сенсацией: на трассе, сочетавшей «ходовые» прямики марокканской пустыни с петляющими между каменных осыпей тропами Бекс на DAF FAV 75 опередил вообще все экипажи: что на грузовиках, что на внедорожниках, что на мотоциклах!
На седьмой день ситуация повторилась с той лишь разницей, что всех и вся обставил де Рой. На спецучастке, проложенном по территории Западной Сахары, голландец обошел Бекса на 14 минут и отобрал лидерство в зачете тяжеловесов. Но на следующий день его упустил, стартовав первым и сбившись из-за ошибок в навигации.
Ханс Бекс на своем DAF FV75 умудрился выиграть этап в абсолютном зачете, обогнав мотоциклы и внедорожники. | «Старики-разбойники» Ханс Бекс, Ян де Рой и Милош Ковач на привале – уже не соперники, а друзья. |
Рубикон перейден
Девятый день должен был стать переломным: участников ждал тяжелый и довольно скоростной 444-километровый этап с камнями и дюнами. Однако организаторы отменили его – из-за небезосновательных опасений не увидеть на финише вообще никого.
Ко второй части маршрута пелотон поредел – сошли один мотоциклист и четыре экипажа на внедорожниках. И только в грузовом зачете все продолжали гонку без потерь, причем с весьма плотными результатами. Так, в мавританских песках после 419-километрового этапа первый и последний экипажи разделяло всего восемь с половиной минут! Однако ближе к финишу все ощутимее становилось превосходство Бекса и де Роя. Впрочем, понимая, что это Африка и здесь все возможно, в атаку шли все.
По традиции, на последнем СУ, проложенном по побережью Атлантического океана до Розового озера, все стартуют одновременно – в линию. Так вот, на финише победителей «Дакара» 1987 и 1986 гг. де Роя и Висмару разделила ровно одна секунда.
Итоговая классификация Africa Race. Грузовики | |||
Место | Экипаж | Автомобиль | Время |
1 | Я. де Рой/Д. Колебундерс/Д. Родевальд | Iveco Trakker | 50:51.14 |
2 | Х. Бекс/Т. Маессен/Э. Виллемс | DAF FAV 75 | 51:02.10 |
3 | М. Ковач/П. Шегледи/Т. Тот | Scania P420 CB4х4 | 51:2827 |
4 | Дж. Висмара/Дж. Верзелетти | Mercedes U500 | 52:28.27 |