Кризис евро ударил по европейскому автопрому
В борьбе за выживание автомобильные производители некоторых из самых уважаемых брендов в Европе вынуждены закрывать заводы и увольнять тысячи работников. «Этот кризис ставит под угрозу само существование некоторых производителей, таких как PSA Peugeot Citroen» – говорит Фердинанд Дуденхоффер, директор Центра автомобильных исследований при Университете Дуйсбург-Эссен. По его словам лишь топовые немецкие игроки – Volkswagen, Audi, BMW и Daimler – избегут спада благодаря своей глобальной ориентации.
Последней жертвой стал Opel, убыточное подразделение американского гиганта General Motors (GM), который недавно объявил о закрытии производства автомобилей на своем заводе в Бохуме в 2016 году, одном из четырех немецких заводов Opel, с потерей до 3000 рабочих мест. Также в октябре Ford Motor заявил, что закроет бельгийский завод, где работает более 4000 рабочих. В июле, французский PSA Peugeot Citroen объявил о сокращении 8000 рабочих мест и закрытии завода.
По словам г-на Дуденхоффера, европейские продажи автомобилей по итогам 2012 года достигнут самого низкого уровня за последние 20 лет. «И они будут продолжать падать. Долговой кризис не закончится в новом году или через год после этого. Даже если крупные производители автомобилей выживут, долги их поставщиков останутся. Мы ожидаем, что от 20 до 30 процентов малых и средних поставщиков комплектующих в южной Европе не переживут кризис», – отметил Фердинанд Дуденхоффер.
Снижение было драматическим в Италии, Испании и Франции, где в прошлом году продажи автомобилей упали в пределах от 10 до 20 процентов. В 2013 году в Европе будет продано на 3,5 млн. автомобилей меньше, чем в 2005 году. Это эквивалентно годовому объему производства более чем 12 автосборочных заводов. По словам Матиаса Виссманна, президента VDA Немецкой ассоциации автопроизводителей, долговой кризис повлиял и на Германию, которая до сих пор оставалась относительно неуязвимой. Новые регистрации в Германии сократятся на 2 процента по итогам 2012 года, до 3,1 млн. единиц. В результате спад сектора больше, чем во время мирового экономического кризиса 2008/2009. Тогда, европейские правительства имели достаточно денег, чтобы увеличить спрос на автомобили за счет таких программам, как сдача старых автомобилей на металлолом и покупка новых. На этот раз, страны настолько обременены долгами, что они не могут позволить поддержать автомобильную промышленность с помощью крупных субсидий.
Автомобильная промышленность является ключевым сектором для Европы. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, в ней занято два миллиона человек напрямую и 10 млн. в смежных производственных и сервисных секторах. Жесткая экономия, введенная правительствами для снижения их долгового бремени в обмен на международную финансовую помощь стала для автомобильной промышленности порочным кругом. Падение продаж вызвало закрытие предприятий и увольнения, что ослабило спрос еще больше.
Единственные игроки, дела которых по-прежнему идут хорошо в Европе – BMW, Daimler, люксовый сегмент VW – Audi. Они компенсируют европейский спад продаж за счет высокой прибыли в Соединенных Штатах и Китае, двух наибольших мировых автомобильных рынках. Кризис выявил как сильные стороны немецких фирм, так и слабые стороны своих европейских конкурентов, которые слишком узко сфокусированы лишь на их внутренние рынки.
«Главными неудачниками 2012 года являются европейские производители в Италии и Франции, или европейские филиалы американских автомобильных концернов в Германии – массовые производители, которые сосредоточились на европейском рынке»,- говорит Гельмут Беккер, бывший экономический советник BMW и директор Института экономического анализа и коммуникаций в Мюнхене. К тому же, Fiat, Ford, Opel и Peugeot, которые конкурируют в среднем ценовом сегменте и сильно зависят от Европы, вытесняются с двух сторон. Снизу, низкие цены конкурентов, таких как южнокорейский Hyundai-Kia поглощают их долю на рынке. Сверху, Audi, Daimler и BMW пробиваются в их сегменте с небольшими автомобилями.
«Несмотря на долговой кризис евро и банковский кризис, это явно структурные проблемы», говорит г-н Беккер. «Европейские рынки перенасыщены. Они не растут, на самом деле они сокращаются». Ключ к успеху, или выживанию, добавляет он, это присоединиться к «беспощадной конкуренции» и продавать автомобили новым покупателям на быстро растущих развивающихся рынках. Это то, что делают немцы. BMW, Daimler, VW и Audi рекордсмены продаж в минувшем году. Глобальные продажи BMW выросли на 20 процентов за первые 11 месяцев до 1,66 миллиона автомобилей, что превысило показатель всего 2011 года на 10 процентов.
Немецкие бренды, и особенно их предложения премиум-класса – роскошные лимузины, 4х4 и спортивные автомобили, где немецкие производители имеют 80-процентную долю на мировом рынке – пользуются большим спросом среди растущего среднего класса в Китае, Индии, России и Бразилии. В Китае, где продажи автомобилей, по прогнозам, вырастут на 8 процентов до 13,2 миллионов единиц, немцы достигли 22 процентов доли на рынке, сообщают в VDA.
В США, где рост автомобильного рынка в 2012 году ожидался в районе 12 процентов до 14,3 миллиона автомобилей, продажи немецких марок опередили рынок за последние семь лет. Только в прошлом месяце, немецкие производители достигли 28-процентного роста продаж автомобилей и легких грузовиков в США, почти в два раза больше темпов роста общего автомобильного рынка США за этот месяц.
Будущее выглядит ярким лишь для европейских автопроизводителей с глобальной ориентацией. VW в прошлом месяце сообщил, что планирует инвестировать €50,2 млрд. в ближайшие три года для того, чтобы обогнать японского производителя Toyota и стать крупнейшим в мире к 2020 году. Часть денег пойдет на строительство новых заводов в Китае, Мексике и России. Все немецкие игроки вкладывают средства в новые заводы на растущих или близких к ним рынках с целью уменьшения влияния на них курсовых колебаний валют. На данный момент такой план покажется недостижимой мечтой для производителей автомобилей, таких как Fiat и Peugeot. Их непосредственное внимание должно быть направлено на сокращение и избавление от хронической избыточности, которая ставит их выживание под угрозу. Некоторые аналитики говорят, что до восьми заводов будут вынуждены закрыться по всей Европе.
«Европейские массовые производители должны срочно сделать все возможное, чтобы значительно сократить своё перепроизводство, включая полное закрытие заводов», – говорит Питер Фусс, партнер консалтинговой компании Ernst & Young.
Источник: ukrautoprom.com.ua