ВААИД: по новому закону даже новый автомобиль могут отправить на утилизацию
Ассоциация автоимпортеров и дилеров ВААИД считает, что принятые депутатами законы об утилизации совершенно не направлены на защиту экологии. Более того, они настолько нечетко выписаны, что могут привести к значительным злоупотреблениям, из-за которых пострадают обычные автомобилисты. Так, по словам генерального директора ВААИД Олега Назаренко, в Законе четких критериев ТС, по которым его надо отправлять на утилизацию, нет. Поэтому любой автомобиль, который «вредит окружающей среде», как это сказано в тексте документа, может быть признан таковым. А значит – подлежит утилизации. Таким ТС может быть даже совершенно новый, ведь он выбрасывает вредные вещества в атмосферы (кроме электрических). Это ошибка народных депутатов, которые могут привести к катастрофическим последствиям.
Утилизация автомобилей в Украине: кто за что заплатит?
В Законах много и других положений, которые трудно выполнить. Например, в нем сказано, что пункты и заводы по утилизации украинским предприятиям надо создать в течение 5 лет. Но если машину надо будет утилизировать уже с 1 сентября, то, как будет выполняться этот закон? Более того, в Украине проблемы утилизации нет – в прошлом году уже 260 тысяч автомобилей было утилизировано, сказано в пояснительной записке к закону. Хотя у нас люди не утилизируют, а разбирают на запчасти, сдают в лом, то есть – продают и получают за это деньги.
Законом предполагается собирать за это деньги, причем на этапе покупки нового автомобиля, то есть за 17-20 лет до утилизации. Такого нет нигде в мире. В других странах существует утилизационный сбор, но он составляет 45-100 евро. Там существует экологический налог, который в богатых странах действует и стимулирует людей сдавать старые машины на утилизацию. Но у нас такие налоги неприемлемы, поскольку население бедное и не может себе позволить обновлять автомобили так часто, как в Европе или США. Более того, во всем мире шредерные заводы – это прибыльные организации. В России таких 6 заводов, и не появились новых после принятия аналогичного завода.
Артем Ткаченко, директор автомобильного департамента «ВиДиГруп» удивлен: почему, если в гибридных и электромобилях много аккумуляторов, но к электромобилям применяется наименьшая ставки экологического сбора? Из этого следует, что экология – это за уши притянутый аргумент, у законов совсем другие задачи.
Андрей Нестеренко, генеральный директор «Ниссан Украина», считает, что даже если закон принят для развития украинской автопромышленности, то он не сработает. Экономика получит выгоду только тогда, когда автомобили будут собираться из местных комплектующих. Если мы бы создавали производство, то должны быть описать этапы локализации, при достижении которых будут льготы. Когда в результате законопроекта льготы получают только сборщики, то это похоже на лоббирование чьих-то интересов. А программа развития отрасли отсутствует, что побуждает неверие иностранных компаний в стабильный инвестиционный климат. Поэтому компания «Ниссан Украина» не будет рассматривать возможность производства в Украине.
«Я считаю, что Президент законы не подпишет, иначе Украина понесет убытки из-за недополучения налогов, пошлин и т.д. – ведь в Украине возобновится крупноузловая сборка без уплаты налогов, – говорит Назаренко. – Но даже если примут закон, то, как в России заставили платить всех – и производителей, и импортеров, и в октябре в Украине тоже к этому придут. Тогда этот сбор придется платить и производителям».