Как реформировать ГАИ – мнение Владимира Караваева
1. Следует ли расформировать ГАИ вообще, или необходимо сохранить и реформировать?
Владимир Караваев:
Аббревиатура «ГАИ» у большинства водителей вызывает негативные эмоции. Эти эмоции присутствуют в генах каждого водителя, потому что вбивались туда десятилетиями. И это не предположение, а неоспоримый факт! Я провожу семинары в автошколах и могу констатировать – будущие водители, ни разу не общавшиеся с инспекторами ГАИ, уже их боятся и ненавидят. Их мнение сформировалось рассказами родителей, друзей, знакомых и СМИ. Поэтому, к госструктуре с названием «ГАИ» или «ДАІ» доверие возвращать очень сложно, я бы сказал невозможно.
Именно поэтому необходимо говорить о создании абсолютно новой структуры, и с новым названием. Функции и структуру ГАИ необходимо пересматривать, поскольку они не соответствуют требованиям современности, а значит и требованиям безопасности дорожного движения.
Более того, необходимо менять название ГАИ, потому что в этом названии остался неоднозначный намек на то, что инспекция занималась исключительно автомобилистами – Государственная Автомобильная Инспекция. Хватит инспектировать исключительно автомобилистов. Помимо них есть и другие участники дорожного движения – пешеходы, мотоциклисты, скутеристы, велосипедисты и т.д. И все они нуждаются не только в безопасном, но и комфортном дорожном движении.
В названии новой структуры должна быть отражена ее основная функция – обеспечение безопасности дорожного движения. Среди предполагаемых названий могут быть, к примеру такие:
− Державна інспекція безпеки дорожнього руху (ДІБДР)
− Національна інспекція безпеки дорожнього руху (НІБДР)
Госструктура, отвечающая за безопасность дорожного движения, должна инспектировать не только участников дорожного движения, но и состояние дорожного покрытия и технических средств организации дорожного движения (знаки, светофоры, разметка и т.д.). На дорогах Украины есть аварийные места, в которых причиной ДТП является установка техсредств организации дорожного движения с грубейшим нарушением требованием национальных стандартов. Именно это и является причиной многочисленных аварий! Законодательно за ГАИ закреплена функция контроля, однако на практике она не имеет реализации. У ГАИ сегодня практически не осталось специалистов, которые могут контролировать соответствие техсредств организации дорожного движения требованиям госстандартов, и уж тем более нет механизмов для быстрого и оперативного устранения недостатков.
К примеру, механизм восстановления украденного канализационного люка на дороге сегодня выглядит следующим образом: люк открыт… машины объезжают… проходит месяц, второй… машина колесом попадает в люк – произошло ДТП… ГАИ делает предписание дорожной службе… люк остается открытым… ГАИ выносит постанову на владельца дороги о наложении штрафа… люк закрывается. В течение многих дней на дороге существует реальная опасность, а путь ее устранения весьма длителен. И таких примеров можно приводить много – скользкость дороги, разрушение дорожного полотна, повреждение дорожных знаков или неправильная их установка и т.д.
В этой связи необходимо путь взаимодействия ГАИ и дорожно-эксплуатационных служб делать максимально коротким. Вплоть до того, что в новую структуру, отвечающую за безопасность дорожного движения, должна быть включена и дорожно-эксплуатационная служба. А Укравтодор пусть занимается строительством новых дорог.
И еще одна тема к вопросу реорганизации ГАИ. Центры оказания услуг МВД (МРЭО) полностью коррумпированы. Любое их посещение чревато для водителей потерей необоснованных денежных сумм за всякие платные услуги, перечень которых утвержден Кабмином. Центры финансируются за счет налогоплательщиков, всякие платные услуги в таких центрах должны быть запрещены. Необходимости присутствия в Центрах людей в форме милиции нет. Принципы регистрации и перерегистрации транспортных средств, сдачи экзаменов, выдачи или обмена водительских удостоверений необходимо.
2. Как поступить с сотрудниками ГАИ? Оставить как есть, провести тотальную переаттестацию или набрать полностью новых?
Владимир Карваев:
Однозначно, оставлять, как есть, – нельзя. Нужна полная переаттестация всех сотрудников ГАИ, но при соблюдении обязательных условий:
− профессиональная проработка критериев переаттестации;
− проведение аудита деятельности за последние три года (отмененные постановления, жалобы
− присутствие на переаттестации представителей общественности с правом голоса.
Новых сотрудников набирать нельзя, пока не будет изменена сама система. А в новой системе могут согласиться работать и прежние сотрудники ГАИ.
3. Как побороть коррупцию системы? Какая зарплата должна быть у ГАИшника, чтобы он не
Владимир Карваев:
Коррупция в ГАИ начинается там, где начальник ГАИ требует от своих подчиненных выполнение ежедневного плана по «налу». Водитель не может поймать канал передачи денег, а вот рядовой сотрудник ГАИ начальника «сдать» может. С этим пусть разбираются компетентные органы.
Говорить о повышении зарплаты сотрудникам ГАИ можно лишь с учетом возможностей бюджета. Не стоит ссылаться на опыт Грузии, ведь количество полиции там гораздо меньше. Кроме того, почему мы должны говорить о повышении зарплаты исключительно в отношении сотрудников ГАИ. А остальным работникам милиции повышать зарплату не надо? А учителям, медикам, военнослужащим? А пенсии…?
Необходимо разработать социальный пакет, который заинтересует больше, чем высокая зарплата. Формирование социального пакета должно быть дифференцированно под каждого сотрудника ГАИ и зависеть от выслуги лет и показателей его работы (наличие жалоб, необоснованных штрафов, показатели аварийности на доверяемом участке дороги и т.д.). Доказательно подтвержденный факт взятки, независимо от суммы, должен иметь одно единственное последствие – увольнение.
4. Каким должен быть сотрудник новой ГАИ, чтобы заслуживать доверие водителей?
Владимир Караваев:
Водитель должен видеть в сотруднике ГАИ помощника и Человека, заботящегося о безопасности его движения. Водитель должен доверять сотруднику ГАИ. Для этого необходимо полностью исключить случаи необоснованного наказания водителей. Необходимо увеличивать ответственность сотрудников ГАИ за необоснованное наказание водителя.
5. Стоит ли максимально автоматизировать контроль над выполнением ПДД водителями, а работников ГАИ направить на помощь участникам движения?
Владимир Караваев:
Здесь двух мнений быть не может. Однозначно, максимальная автоматизация контроля над дорожным движением, но при обязательном условии полного доверия граждан к этой системе и механизму реализации. В предложенном сегодня законопроекте о фотофиксации слишком много недостатков. Но при этом необходимо помнить, что далеко не во всех случаях техника может заменить живого человека.
6. Какие механизмы нужны обществу, чтобы контролировать эту службу на протяжении как реформирования, так и дальнейшей работы?
Владимир Караваев:
Я могу предложить как минимум два механизма. Уверен, их может быть гораздо больше, и все они нуждаются в обсуждении. Нужен открытый диалог государственных органов власти с участниками дорожного движения. Министерство внутренних дел, при участии депутатов профильного комитета должно созвать Консультационный совет. Поверьте, нам есть что рассказать и предложить. Главное при этом, инициаторам мероприятия ни в коем случае нельзя самостоятельно определять состав участников – экспертов. Иначе все пройдет, как и прежде – соберутся одни лишь грандоеды, от которых толку мало. Такое приглашение должно быть открытым, в а мероприятии должны участвовать абсолютно все, кто многие годы реальными делами, а не «отчетными конференциями» боролся за права участников дорожного движения.