Смертность от ДТП в ЕС существенно сократилась
В мире ежегодно в ДТП погибает 1,24 млн. человек, и этот показатель стабилен уже несколько лет подряд. Главные жертвы дорожного травматизма – работоспособные молодые мужчины, которые могли бы принести много пользы своим семьям и обществу. 88 стран мира добились снижения травматизма в авариях, в остальных 87 динамика отрицательная. В странах Евросоюза количество смертей на дорогах Европы уменьшилось на 9% в 2012 году (по сравнению с 2011 г, пока статистика прошлого года недоступна). Сокращение количества фатальных исходов на 9% значит, что в прошлом году были сохранены 3000 жизней. Возможность наблюдать такой результат очень обнадеживает. И все же 75 человек умирают на дорогах Европы каждый день, так что еще есть над чем работать. Планы ЕС – сократить количество смертей на дорогах в ЕС наполовину до 2020 года, для чего существует специальная программа.
Конечно, количество смертей на дорогах все еще очень отличается в зависимости от страны ЕС. Страны с самыми низкими показателями Великобритания, Швеция, Голландия и Дания – сообщают о 30 фатальных исходах на миллион населения. В то же время в Литве, Греции, Польше и Болгарии этот показатель втрое выше. Хотя по сравнению с ситуацией 20-летней давности число смертей в ДТП в странах бывшего соцлагеря сократилось в несколько раз. Для сравнения – в Украине этот показатель составляет около 112 чел на 1 млн. населения, хотя в 2007 году он был почти вдвое выше.
ДТП со смертельным исходом в ЕС с 2001 года
В отличие от положительной динамики по смертельным случаям, количество травм в ЕС при ДТП намного хуже: каждый год около 250 000 человек получают серьезные травмы в ДТП – в сравнении с 28000 смертей на дорогах в 2012 году. При этом если количество смертей на дорогах сократилось на 43% за последнее десятилетие, то число тяжелораненых людей снизилось всего на 36%. В Украине ежегодно гибнет около 5 тыс. человек, 30 тыс. получают ранения различной тяжести. К наиболее распространенным и серьезным дорожным травмам относятся травмы головы и мозга, после чего идут травмы ног и позвоночника.
Уязвимые участники дорожного движения, например, пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты или участники определенных возрастных групп – особенно пожилые люди – очень сильно страдают от серьезных дорожно-транспортных травм. Серьезные травмы вследствии дорожно-транспортных происшествий чаще встречаются в городах, чем на сельских дорогах.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что на высокую травматичность в авариях влияют пять главных причин, на которые могут влиять правительства – ограничение скорости, использование ремней безопасности и детских кресел, пользование шлемами и управление ТС в состояние алкогольного опьянения. Страны ЕС регулируют все эти риски. Еврокомиссия разработала и постепенно внедряет целый комплекс мер на повышение безопасности движения, среди которых ужесточение требований к транспортным средствам и их оборудованию (например, применению дневных огней, изношенных шин, электронных «помощников» водителя), поведения и здоровья водителей, инфраструктуры дорог и т.д. Среди мер, которые правительства стран ЕС внедряют для снижения аварийности в настоящее время – ограничение прав доступа молодых людей к управлению мощными мотоциклами, недопущение пересечения границ государств людям, которые совершили грубые нарушения ПДД в Европе, работа по стратегии избежания травм и др.