Тормозной путь: Эффект амортизации
Еще прошлым летом во время экстренного торможения на «стиральной доске» пришлось испытать нешуточный шок, так как машина под стрекот ABS продолжала лететь вперед, как неуправляемый снаряд. После этого я сразу же решил проверить все, от чего зависит тормозной путь.
Существует много факторов, влияющих на его длину. Но оценив пробег автомобиля Skoda Octavia A5 1.6 MPI (215 тыс. км) и то, что в тормозной системе ни разу не менял тормозную жидкость, пришел к выводу: эффективность работы тормозной системы могли снизить амортизаторы (установлены еще родные) и возможные сбои в работе модуля ABS из-за увлажненной и загрязненной тормозной жидкости. Пошли по пути наименьших затрат, т. е. для начала заменили тормозную жидкость. Предварительно и уже постфактум провели замеры тормозного пути на разных дорожных покрытиях. Как показали сравнительные тесты до и после замены тормозной жидкости, характер работы тормозной системы не изменился. Модуль ABS оказался в полностью рабочем состоянии.
Далее было решено проверить амортизаторы. Сделали это на специализированном стенде столичной дилерской станции VW «Автосоюз». Как показали замеры, еще «родные» амортизаторы, по данным стенда, находились в допустимой зоне работоспособности, но уже приближались к границе, за пределами которой их желательно заменить.
Могут ли «бэушные», но соответствующие данным стенда рабочие амортизаторы стать причиной увеличенного тормозного пути? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели специальный тест, в ходе которого сначала проверили тормозной путь на дороге с разным характером неровностей на машине с «бэушными» амортизаторами, а затем установили новые и повторили испытания. Родные старые амортизаторы решили поменять на новые марки вместе с пружинами KYB (Kayaba), так как на них распространяется двухлетняя гарантия, а существующая в Украине «обученная» сеть по установке данных деталей доказывает заботу производителя о своей продукции.
Результат теста впечатлил. Если на ровном асфальте разницы не было, то на разбитой дороге и на «стиральной доске» отличия довольно существенные – и чем выше скорость, тем они большие (см. графики). Причем разница такова, что на дороге в этом «зазоре» могут оказаться как пешеходы, так и автомобили.
Особенно опасно экстремальное торможение на «стиральной доске», где колеса с частотой неровностей теряют хороший контакт с дорожной поверхностью, поэтому очень легко блокируются. Это сразу же распознает блок управления антиблокировочной системы, который моментально снижает тормозное усилие на колесах. А поскольку такое происходит неоднократно – из-за множества дорожных неровностей, модуль ABS практически постоянно снижает тормозное усилие, которое создает водитель, нажимающий на педаль тормоза. Вот по какой причине при торможении на «стиральной доске» эффективность замедления минимальна, что очень опасно!
Узлы | Работоспособность, % | |||
П.п. | П.л. | З.п. | З.л. | |
Старые аморт. и пруж. | 61 | 60 | 65 | 68 |
Нов. аморт. и пер. пруж. | 75 | 77 | 51 | 63 |
Нов. амортизаторы и новые пружины | 77 | 78 | 67 | 68 |
Торможение с ABS
Юрий Дацык Заместитель главного редактора журнала «Автоцентр» Антиблокировочная система тормозов (ABS) в современных автомобилях – действительно очень полезный механизм, который обеспечивает короткий тормозной путь без потери управляемости в экстремальных ситуациях. Однако данная система еще и очень капризна, так как не любит торможений на дороге, усыпанной мелким щебнем, песчаные обочины и дорожные неровности, особенно если амортизаторы уже изношены. Так что будьте бдительны!
Вячеслав Ломейко Глава представительства KYB в Украине Небольшая разница тормозного пути на ровном (и сухом) асфальте может ввести в заблуждение водителей. Так как создается ложное впечатление, что с подвеской все нормально. Когда автомобиль перешагнул очередную отметку в 70 тыс. км без замены амортизаторов, то, скорее всего, уже не следует доверять ему настолько, чтобы рисковать со скоростью на неровной или мокрой дороге, а тем более в поворотах. С этим нельзя шутить. Если вы хотите сохранять управляемость автомобилем и постоянный хороший контакт с дорогой, нужно регулярно проверять подвеску и выбирать детали гарантированно высокого качества.
Во-первых, не стоит дожидаться, когда амортизаторы вообще выйдут из строя. Как показал тест, даже когда его эффективность снизилась до 60–65% (согласно данным стенда), тормозной путь на самых опасных неровностях, напоминающих стиральную доску, при торможении с 80 км/ч увеличился почти на 8 м (см. графики).
Во-вторых, амортизаторы и пружины следует менять вместе, иначе прослабленная просевшая старая пружина может некорректно работать с новым амортизатором, что также влияет на длину тормозного пути. Для этого мы провели промежуточный тест, в котором не заменили задние пружины из пакета «Плохие дороги». В такой паре – новый амортизатор и старая пружина – демпфирующие характеристики не только не улучшились, но и на несколько процентов ухудшились. Эффективность работы подвески повысилась только после установки новых пружин.
В-третьих, установкой амортизаторов должны заниматься те, кто прошел специальное обучение. Дело в том, что в случае неправильной установки ресурс амортизаторов может оказаться существенно меньше.
В-четвертых, выбирать следует амортизаторы тех брендов, на которые предоставляется гарантия и имеется «обученная» дилерская сеть по их установке, как в случае с KYB (Kayaba).
В-пятых, при замене амортизаторов не следует пренебрегать заменой других узлов и деталей подвески (сайлент-блоков), которые изношены и могут повлиять на работу амортизаторов, снизив их ресурс.
Фото Сергея Кузьмича и Евгения Дацыка