Секреты автоламп: почему Philips отказался от обычного стекла
Может показаться странным, но именно стекло колбы часто является определяющим фактором для характеристик ламп головного света. И помимо прочего, именно оно стало таким себе барьером, разделившим все галогеновые автолампы на современные высокоэффективные – и обычные, уже ставшие вчерашним днем.
Дело в том, что образно говоря, практически все производители автомобильных ламп накаливания остались в прошлом. Их классические галогенки «зависли» на уровне характеристик десяти-пятнадцатилетней давности, и всерьез конкурировать с ксеноновыми и светодиодными источниками они практически не могут. Или светоотдача мала, или потребление тока недопустимо велико, или долговечность «хромает».
На этом фоне Philips остается практически единственным, чьи галогеновые лампы – инновационные, доступные и приспособленные к самой распространенной оптике – соответствуют характеристикам источников света нового поколения. При том что альтернативные им по назначению и возможностямLED-лампы и кустарный «ксенон» стоят дороже.
Вывести классические галогеновые лампы на новый потребительский уровень инженерам Philips помогло именно кварцевое стекло.
Почему кварцевое
Строго говоря, принципиально важное отличие кварцевого стекла от обычного одно – оно более прочное. Это позволяет сделать колбу при нормальной толщине более прочной, а значит, в нее можно закачать больше инертного газа. А чем выше давление газа, тем активнее он будет препятствовать отделению молекул вольфрама от нити (спирали) накала, и тем активнее сорвавшиеся молекулы будут возвращаться обратно на нить. А значит, можно разогревать спираль сильнее, чтобы она давала больше света без сокращения долговечности.
Именно этот момент всегда был камнем преткновения для конструкторов, борющихся за повышение светоотдачи ламп головного света. Приходилось или тиражировать лампы долговечные (600 – 700 часов работы), но с по-архаичному малой светоотдачей, или производить модели высокой эффективности (+30%, +50%, +100% яркости), но с коротким сроком службы – до 200 – 300 часов. Обычное боросиликатное стекло, хоть его и называют красиво «тугоплавким», не позволяло других вариантов. Банальное утолщение стекла колбы не решало вопрос, поскольку при значительной толщинеухудшался теплоотвод, также в толстых стенках колбы задерживалась часть светового излучения.
И только фирменное кварцевое стекло, которое Philips так и назвал Philips Quartz Glass, позволило создать лампу повышенной светоотдачи +130 % с рекордным для такого потока света ресурсом – 450 часов. Газ в ее колбу закачан под давлением 13 бар, это на 50 % больше, чем у обычных ламп.
Помимо прочности, кварцевое стекло Philips Quartz Glass имеет еще пару достоинств. Так, оно не боится резких перепадов температур, что случается, например, если на разогретую лампу попадает вода при нарушении герметичности фары. А еще в состав этого стекла химики Philips добавляют вещества, которые фильтруют ультрафиолетовую составляющую спектра, чтобы пластиковый колпак-обтекатель современных фар не мутнел раньше времени.
Никто больше – почему?
Если кварцевое стекло такое замечательное, почему другие производители не используют его в производстве галогеновых ламп? Потому что у него высокая себестоимость, и его применение удорожает «галогенки» до неконкурентоспособного уровня.
Однако, в случае в Philips это не имеет столь существенного значения. Поскольку при выпуске ламп компания использует закрытый тип производства – т.е. сама производит сырье, оборудование, все компоненты и собственно конечный продукт. За счет этого достигается значительная экономия себестоимости. И на этом фоне прибавка в цене стекла (по сравнению с обычным боросиликатным) не столь заметна.
Остается добавить, что в этом автолампы головного света от Philips Automotive уникальны. Помимо прочего, производство всех компонентов на собственных мощностях позволяет строже контролировать качество на каждом этапе техпроцесса.