На какие автодороги в Украине потратят 14,2 млрд грн? (инфографика)
Аналитики считают, что выделенных денег не хватит на то, чтобы дороги Украины стали значительно лучше. Хотя на этот раз сумма больше, чем в предыдущие годы. Так, всего на украинские пути уйдет 14,2 млрд грн, из которых 6,5 млрд грн из бюджета. Для примера: в прошлом году из казны дали 4 млрд грн. Но несмотря на это аппетиты власти далеки от возможностей, ведь Мининфраструктуры (МИУ) утвердило к ремонту более 200 участков и объектов на трассах страны. В их числе ремонт старых и даже строительство новых автомостов, ж/д переездов, ямочный ремонт и полная замена покрытия на дорогах. Всего планируется отремонтировать 1,7 тыс. км дорожного полотна (последние три года ремонтникам удавалось привести в порядок где-то 100—600 км дорог ежегодно).
«Всего в Украине 170 тыс. км дорог госзначения. И 10 лет они почти не ремонтировались. Официальный срок службы автодороги — 10—15 лет. Это значит, что 10%, или 17 тыс. км дорог нужно капитально ремонтировать каждый год. А средний ремонт надо делать раз в 5 лет. То есть ежегодно такому ремонту должны подвергаться 34 тыс. км полотна. Вместо этого средний и капитальный ремонт занимают в этом году 1,7 тыс. км. Это в лучшем случае 3% от нужных объемов. Для сравнения: в 2015-м было отремонтировано где-то 300 км полотна», — пояснил корреспонденту «Сегодня» глава департамента автотранспорта и стратегического развития автодорог МИУ Роман Хмиль.
Стало известно, где самые опасные дороги в Украине
Где и за сколько отремонтируют автодороги в Украине в 2016 году?
Дабы дороги содержалось нормально, ежегодно на ремонт нужно выделять около 50—100 млрд грн, говорят в МИУ. И механизмы для 100% финансирования у властей есть. Так, в ведомстве считают целесообразным все поступления от акциза с топлива (это 35—40 млрд грн в год) направлять на ремонт дорог. «Сейчас эти деньги сначала поступают в общий фонд бюджета, а потом Минфин их перераспределяет, и в итоге средства лишь частично идут на ремонт дорог. Исправить ситуацию может законопроект «О дорожном фонде» — все эти поступления государство будет тратить на дороги. Но документ пока что находится в ВР», — уточнил Хмиль.
Также в МИУ хотят ввести плату с грузовиков весом больше 12 тонн. Если инициативу реализуют, это позволит пополнить госбюджет на 10—15 млрд грн в год, которые тоже пойдут на ремонт. «Это нормальная практика ЕС. Например, если украинский грузовик едет через Венгрию, то в одну сторону он должен заплатить 200 евро. Плюс дорожные сборы — 100 евро. То есть перевозка груза туда-обратно стоит 600 евро. А у нас аналогичные сборы — 20 евро», — говорит Хмиль.
По мнению эксперта, если эти изменения реализуют, можно будет капитально ремонтировать 17 тыс. км дорог в год: «И за 10 лет привести всю дорожную сеть страны в приемлемое состояние».