Подержанный Nissan Leaf: опыт эксплуатации и тонкости выбора
Как таковой Nissan Leaf отсутствует в списке моделей, предлагаемых отечественными дилерами японской компании для наших покупателей.
Все эти авто попали к нам стараниями серых дилеров и частных предпринимателей.
Подавляющее большинство украинских Leaf было завезено с Америки, причем значительная их часть – машины, восстановленные после ДТП или «утопленники» (жертвы наводнений) и лишь небольшая часть Leaf – целые авто.
Учитывая подобную тенденцию, при покупке этой «электрички» обязательно нужно провести квалифицированную диагностику, чтобы определить была ли она утоплена или битая и насколько сильны были повреждения. Нередко попадаются машины, восстановленные некачественно на скорую руку, – так, что следы ремонта можно увидеть самому даже без помощи специалистов. «Битков» или «утопленников» нужно остерегаться – в ходе эксплуатации они могут доставить серьезных неприятностей! При этом «электричка» отличается высокой безопасностью – согласно краш-тастам EuroNCAP, проведенным в 2012 году эта модель завоевала максимальные 5 звезд.
В целом же коррозионная стойкость Leaf замечаний не вызывает, а наличие ржавчины на кузове – явный признак аварийного прошлого конкретного экземпляра. Обратите внимание – капот всех авто выполнен из алюминиевого сплава и сложно рихтуется. Из такого же материала изготовлялись двери Leaf первых годов выпуска (позже их стали делать металлическими).
Многие владельцы этих авто жалуются на плохой свет версий галогенной передней оптики, а вот фары со светодиодными лампами светят заметно лучше. Хотя в целом оптика американских версий отличается иными настройками и при сертификации ее требуют заменить на европейскую. Так как фары удовольствие не из дешевых, то некоторые предприимчивые украинские дельцы сдают еврофары в аренду для прохождения сертификации ($50 – аренда и $500 – залог за оптику). Еще одни особенности «американцев»: отсутствие повторителей поворотов в крыльях и задней «противотуманки», что также не позволит пройти сертификацию, а также – сферичное левое наружное зеркало, которое не позволяет точно определить расстояние до объекта.
Еще одно замечание к состоянию навесных деталей – на самых старых авто может разболтаться крепление аэродинамического козырька багажника, который напомнит о себе дополнительным стуком при закрытии пятой двери.
Ну кто так рисует!..
На фоне прогрессивной технологичной начинки Leaf его экстерьер выглядит скромно и неинтересно, что остужает запал многих покупателей приобрести это авто. Ну как можно было нарисовать такой скучный автомобиль! Производитель учел общественную критику – второе поколение электрокара, которое официально дебютирует в конце года на осеннем автосалоне во Франкфурте, отличается ярким и выразительным дизайном.
Под стать внешности оформлен и интерьер – довольно простенько, особенно в недорогих версиях, где нет продвинутой мультимедийной системы с сенсорным экраном тачскрин на центральной консоли, окаймленным черным рояльным лаком. Хотя некоторые конструкторские решения все же могут удивить. Салон Leaf не особо просторный и комфортнее всего в нем будет четверым членам экипажа (см. фото). Боковой обзор водителю немного съедает А-образная левая стойка. Качество пластиковой отделки салона невысокое – он твердый, благо, что не скрипучий. Обшивка интерьера бывает темных оттенков и бежевой. Последняя непрактичная – очень маркая. Следует также в целом покритиковать тканевую обшивку – отмечены случаи, когда трескалась боковая поддержка кресла (чаще водительского). В целом салонное оборудование надежное, а покритиковать можно только систему кондиционирования (см. фото «Слабые места»).
Самые распространенные Leaf вправе гордиться довольно вместительным по сравнению со многими одноклассниками багажником. Единственные его недостатки – высокий погрузочный проем и отсутствие места для запаски. Nissan считает, что городской «электричке» она не нужна, а ровное днище существенно улучшает аэродинамику машины. Кроме того, функциональность ранних версий до 2013 г.в. ограничивал высокий бокс-перегородка между задними арками, который к тому же съедал 40 л полезного объема. В ходе модернизации мешающую перегородку убрали.
Батарея не одноразовая!
Все Leaf оснащены трехфазным синхронным электромотором переменного тока, который развивает скромные 109 «лошадок» в диапазоне 2730–9800 Об/мин, но при этом выдает впечатляющий максимальный крутящий момент в 280 Нм, доступный уже со старта и до 2730 Об/мин! В принципе, «движок» не требует какого-либо обслуживания (в нем даже отсутствуют привычные для многих электромоторов контактные щетки).
Нет у этой «электрички» и привычной коробки передач – ее функцию выполняет обычный одноступенчатый редуктор. Включение задней передачи осуществляется путем изменения полюсности электромотора, ввиду чего он начинает крутиться в обратную сторону. В отличие от электромотора редуктор требует обслуживания – смазку в нем необходимо менять каждые 40-50 тыс. км. пробега.
В движение электромотор приводит тяговая литий-ионная батарея, которая на большинстве Leaf развивает мощность в 24 кВт и при оптимальных условиях предоставляет запас хода в 135 км (EPA). Более дорогие версии (SV и SL), выпущенные с 2016 года получили более мощную батарею на 30 кВт, которая способна предоставить пробег в 172 км (EPA) или 250 км по европейскому циклу замера NEDC. Хотя версий с усиленным аккумулятором в Украине немного.
Производитель дает 8-летнюю гарантию на батарею или 160 тыс км пробега. Впрочем, не стоит думать, что при таком возрасте или пробеге «акум» придется заменить на новый – отечественные умельцы уже научились ремонтировать батарею.
Рассказывать об электрической начинке этого автомобиля и особенностях ее эксплуатации можно очень много и эта тема заслуживает отдельной публикации. Поэтому, чтобы не смешивать воедино автомобильные качества, электрические особенности Nissan Leaf мы вывели в отдельный материал, который можно будет прочитать уже в следующем выпуске журнала «Автоцентр» или на нашем интернет сайте.
«Вечный» тормоз…
По своему характеру подвеска Leaf напоминает Tiida – она мягкая и комфортная, да и конструктивно она схожа с «сестричкой» и моноприводным «братиком» Juke: передняя – независимый McPherson, а задняя – полузависимая балка. Дорожный просвет «электрички» составляет 160 мм, но поскольку батарея размещена под днищем автомобиля некоторые владельцы стараются удалить ее от дорожных неприятностей, дополнительно увеличивая клиренс путем установки нестандартных шин с большим профилем 215/60 R16 и замены штатных стоек на более высокие детали от Juke.
Слабое место передней подвески Leaf – шаровые опоры, которые на наших дорогах в среднем служат около 70 тыс. км. Фирменные детали поставляются вместе с рычагом, но в неоригинале – шаровые можно заменить отдельно. При этом его сайлент-блоки способны выдержать в районе 100 тыс. км. Расходники стабилизатора отличаются приемлемым ресурсом: его втулки держатся 50-60 тыс. км, а стойки чуть дольше – 60-80 тыс. км. Передние амортизаторы могут потребовать замены при пробегах около 100 тыс. км, а вот задние способы выдержать дольше.
Вмешательство в заднюю подвеску потребуется только после 100 тыс. км – после такого пробега отечественным специалистам приходилось менять «резинки» полузависимой балки.
Рулевое управление всех Leaf оснащено электрическим усилителем, изменяющим степень усиления в зависимости от скорости движения. Этот узел достаточно надежен и служит неплохо: рулевые наконечники способны выдержать около 80 тыс. км, а тяги – еще дольше.
Тормозная система оснащена дисковыми механизмами (передние – вентилируемые) и электрическим усилителем. Благодаря использованию рекуперации энергии электромотором при сбросе «газа» и снижению таким образом скорости движения, тормозная система Leaf отличается куда большим ресурсом, чем у автомобилей, оснащенных традиционным ДВС. По утверждению специалистов, если владелец электрокара предпочитает спокойный стиль езды, то тормозные колодки и диски его машины способны выдержать впечатляющий пробег – до 100 тыс. км!
Более дорогие версии «электрички» оснащаются системой контроля давления в шинах и если в каком-то из колес оно падает ниже необходимого уровня, то в работу вмешивается система курсовой устойчивости, активно подтормаживая «рабочие» колеса и автомобиль при этом ощутимо плохо едет.
Резюме
Мы рекомендуем Nissan Leaf в качестве второго авто автомобиля в семье, который будет использоваться для ежедневных городских поездок. Его владельцу обязательно нужно иметь, как минимум, домашнее место для зарядки, где он сможет без проблем каждую ночь восполнять заряд батареи. Возлагать основной расчет на публичные зарядки не стоит, к тому же многие из них уже не бесплатны. Надежность традиционной автомобильной начинки Leaf замечаний не вызывает. Можно не бояться электрической части – украинские специалисты уже научились ее ремонтировать.
Итоги «АЦ»
Кузов и салон 2,5 звезды
+ Высокая безопасность. Хорошая коррозионная стойкость. В целом салонное оборудование надежное. Багажник версий с 2013 года – один из наибольших среди одноклассников.
– Скучный дизайн экстерьера и интерьера. Многие из украинских Leaf – восстановленные после зарубежных ДТП или наводнений. Плохой свет версий галогенных передних фар. Сложности с сертификацией американских версий. Может разболтаться крепление аэродинамического козырька багажника и треснуть боковая поддержка кресла водителя (тканевый салон). На заднем сиденье троим взрослым пассажирам будет тесно. Боковой обзор водителю немного съедает А-образная левая стойка. Маркая бежевая отделка. Многие авто с одним ключом. Зимой обмерзает лючок зарядного порта. Функциональность багажника версий до модернизации ограничивает перегородка между задними арками.
Двигатели 4,5 звезды
+ Беспроблемный электромотор. Он не требует обслуживания и развивает максимальный крутящий момент уже со старта, обеспечивая вполне динамичные разгоны. Тяговая батарея не одноразовая – отечественные специалисты научились ее ремонтировать.
– Трескается трубка высокого давления системы кондиционирования.
Трансмиссия 5 звезд
+ Одноступенчатый редуктор надежный и в ходе эксплуатации требует лишь периодической замены смазки.
Ходовая и рулевое 4 звезды
+ Мягкая и комфортная подвеска. Ходовая схожа с Nissan Juke и Tiida. Высокий ресурс тормозных колодок и дисков.
– Небольшой ресурс шаровых опор. Передние амортизаторы служат меньше, чем задние.
Слабые места Nissan Leaf
Технические характеристики Nissan Leaf | |
Общие данные | |
Тип кузова | хэтчбек |
Дверей/мест | 5/5 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4445/1770/1550 |
База, мм | 2700 |
Масса снаряженная/полная, кг | 1430/1945 |
Объем багажника, л | 330370/720 |
Двигатель | |
Электромотор: 80 кВт/109 л.с. | |
Батарея | |
литий-ионная, 360 В, 24 кВт или 30 кВт | |
Трансмиссия | |
Тип привода | передн. |
КП | 1-ст редуктор |
Ходовая часть | |
Тормоза передние/задние | диск. вент./ диск. |
Подвеска передняя/задняя | независ./ полузавис. |
Шины | 205/55 R16, 215/50 R17 |
Стоимость в Украине, $ от $10,5 тыс. до 28,5 тыс. |