Ситуация с ремонтом дорог в Украине в цифрах
С 12 по 14 апреля в «КиевЭкспоПлаза» проходит выставка-форум «Автотрасса: Мосты. Дороги. Туннели 2017». Здесь представлена не только различная дорожно-строительная техника, а также запланирован ряд интересных брифингов. Один из них – на тему «Текущая ситуация с ремонтом дорог в Украине, планы на 2017 – 2018 годы» прошел с участием советника Государственного агентства автомобильных дорог Украины (Укравтодор) Александра Кавы.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Украине составляет 169,7 тыс. км, из них государственного значения – 49,8 тыс. км. Количество мостов – 16,2 тыс. При этом дороги первой категории составляют лишь 1,6%, второй – 7,7%, третьей – 16,3%. Самая многочисленная, четвертая категория – 63,7%.
О состоянии дорог говорят неутешительные цифры: 97% всех дорог требует капитального ремонта. Из всех дорог государственного значения не соответствуют требованиям по прочности 39%, а по ровности – 51%. Свыше 9,6 тыс. мостов не соответствуют техническим параметрам и фактической нагрузке., из них 1923 требует срочного ремонта.
Если в 2009 году было отремонтировано 2009 км автодорог, то в 2014-2015 гг. – только 102 и 313. В 2016 году ситуация улучшилась – открыто движение по 878 км объектам дорожных работ.
Что касается планов, то на 2017 год на развитие дорог фактически имеется 5,3 млрд грн. И это из 18 млрд, которые выделены Укравтодор. Из них них 7 млрд ушло на погашение кредитов, 1 млрд – на старые долги. 2 млрд требуется на реструктуризацию долгов государственным банкам. 2 млрд нужны на ямочный ремонт, 1,5 млрд – на эксплуатацию и безопасность.
То есть остается 5,3 млрд грн. Этих денег хватит на поточный ремонт 727 км дорог: 268 объектов – за бюджетные средства и 107 объектов – за кредитные. (см. график).
Что же касается ямочного ремонта, то из-за недофинансирования его также невозможно выполнить в полном объеме. Если в 2014 году ямочность ликвидирована на площади 3,8 млн м кв, остаток из-за нехватки средств составил 1,8 млн м кв, то 2015 году эти цифры составили – 6,2 и 4,0 млн м кв, а в 2016-м – 9,1 и 4,6 млн м кв. Остаток, как мы видим все растет, и на 2017 год приблизился к 6,6 млн м кв, при том что ямочность пока устранена на 5,6 млн м кв.
Нужно дополнительное финансирование и оно запланировано в размере 15 млрд грн в течение года (репрофайлинг). 10 млрд грн пойдет на ремонт международных коридоров, завершение работа на объездных путях возле населенных пунктов, продолжение работ на автодорогах, начатых раньше, а также на восстановление мостового хозяйства в Луганской и Донецкой областях.
5 млрд грн. запланировано на восстановление дорог по маршруту Львов – Тернополь – Винница – Умань – белая Церковь. В частности, трассы Н-02 Львов – Тернополь, М-12 – Стрый – Знаменка (Тернополь – Умань), М-05 Киев – Одесса (Белая Церковь – Умань).
Большие надежды возлагаются на Дорожный фонт, однако он начнет показывать существенный результат по финансовым поступлениям только в 2018 году, а заработает на полную силу не раньше 2020 года.
Обеспечить надлежащее функционирование дорог государственного значения должен т. н. маршрутный принцип. Новое строительство и реконструкция проводится за счет концессионных проектов и средств МФО, а ремонт и содержание – за счет государственных средств.