VOLVO: Большая прогулка
В апреле нынешнего года Volvo Car отметила свой юбилей – 75 лет назад с конвейера завода в Гетеборге сошел первый серийный автомобиль марки Volvo. Поэтому дебют модели XC90 в новом для компании классе представляется весьма символичным.
Скандинавский рецепт
К началу XXI века почти все крупные автомобильные компании пополнили
свои модельные ряды столь популярными в США, России и в нашей стране внедорожниками.
Продажи SUV, как называют их американцы, в прошлом году в Европе выросли
на 20% и составили сто тысяч штук. Поэтому вполне объяснимо стремление Volvo не ограничиваться полноприводными универсалами типа V70XC, а сделать полноценный внедорожник. Компания рассчитывает, что благодаря ему в будущем году совокупные продажи превысят полумиллионную отметку, и на ХС90 придется 50 тысяч. Примерно 65% новых внедорожников предназначено для Северной Америки, 25% – для Европы и 10% – для других стран, в том числе «новых русских и украинских» покупателей.
Задача конструкторов Volvo, которые известны как создатели самых безопасных
автомобилей, была непростой. Поэтому команда разработчиков XC90 под руководством
Ханса Викмана потратила значительные усилия, чтобы по возможности избавить
свое детище от некоторых классических недостатков внедорожников. Посмотрим,
что получилось.
Архитектура
Изюминка компоновки XC90 – двигатель, расположенный, в отличие от конкурентов, поперечно. Благодаря этому решению появилось больше простора не только для построения эффективной околокапотной зоны безопасности, а и для значительного увеличения длины салона без раздувания внешних габаритов. В результате 4,8-метровый XC90 имеет 7 мест и при этом длиннее универсала V70 всего
на 67 мм.
Уменьшить риск опрокидывания в экстремальных виражах, присущий внедорожникам,
призвана новейшая электронная система ограничения кренов RSC (Roll Stability
Control), работающая «в компании» с фирменной динамической системой стабилизации и трэкшн-контроля Volvo DSTC (Dynamic Stability and Traction Control).
Кроме того, сверхпрочная сталь крыши и монолитный каркас защищают пассажиров подобно танковой броне, а надувные шторки в случае аварии за несколько мгновений до падения на бок или крышу раскладываются по всей длине салона.
Более того, шведы позаботились и об окружающих. Причем это проявилось
не только в низком уровне вредных выбросов двигателей, соответствующих
евронормам 2005 года (Euro IV), а и во «внимании» к соседям (!) по дороге.
Чтобы уменьшить опасные последствия от столкновения обычных легковушек
с высоким внедорожником, Volvo XC90 оборудован дополнительным нижним бампером.
Он «взаимодействует» при аварии с силовым каркасом более низких соседей,
что своевременно активизирует их системы пассивной безопасности.
Для внедорожника предусмотрены три двигателя мощностью от 163 до 272
л.с.: пятицилиндровый турбодизель D5 и бензиновые рядные турбонаддувные
моторы – пятицилиндровый 2.5 Т и шестицилиндровый Т6. Последние два наиболее
интересны: благодаря настройкам турбонаддува (у Т6 он двухступенчатый
плюс система изменения фаз газораспределения CVVT) они очень тяговиты
и выдают большой крутящий момент в широком диапазоне оборотов, начиная
уже с 1500 об/мин.
Пока все XC90 предлагаются с автоматическими трансмиссиями, что вполне
естественно для машин такого класса, но в следующем году появится и «механика».
Функцию межосевого дифференциала выполняет быстродействующая электронноуправляемая муфта Haldex. В нормальных условиях весь момент от двигателя передается на переднюю ось. Если колеса проскальзывают, автоматическая система управления полным приводом AWD с помощью муфты направляет от 5 до 65% момента на заднюю. Кроме того, с помощью DSTC подтормаживаются «переусердствовавшие» в пробуксовке колеса, что имитирует блокировку межколесного дифференциала.
Помимо этого, каких-то специальных «вездеходных» опций для бездорожья
у шведского SUV нет. Однако пресс-атташе Volvo Car Corp Клас Ридхольм
отметил: «Volvo ХС90 разработан для всех типов дорог, независимо от покрытия
и погодных условий. Но даже при том, что на внедорожных качествах XC90
акцент не делается, управляемый электроникой AWD и клиренс 218 мм обеспечивают
ему хороший потенциал в плохих дорожных условиях».
Завершает «композицию» нового Volvo традиционное для скандинавов высокое
качество исполнения всех элементов, отличная эргономика и множество аксессуаров для удобства и комфорта. В топ-версии задние пассажиры даже могут смотреть видео по DVD-плееру (опция) или слушать через наушники музыку, выбирая ее прямо со своего места. А водитель, в свою очередь, может активизировать целых два экрана – навигационной системы и системы ночного видения (опция).
Но хватит теории, пора в путь.
Дающий уверенность
На этот раз авиаперелет в Швейцарию проходил в особой атмосфере – как-никак
11 сентября. Но ничего экстраординарного не случилось, разве что наш самолет
прибыл с опозданием, и коллеги из других стран уже отправились в пробную
поездку без нас. Одинокий ХС90 ждал меня и моего коллегу в центре необычно
пустого павильона Palexpo – того самого, где весной проходит Женевский
автосалон. Времени на смотрины практически не было. Но и беглого взгляда
оказалось достаточно, чтобы оценить запоминающийся облик машины. Шведов
долго критиковали за несовременные угловатые формы, но теперь модели Volvo
могут служить образцом сдержанной элегантности, и XC90 – в первую очередь.
Сам главный дизайнер и вице-президент Volvo Cars Питер Хорбэри так характеризует
автомобиль: «Мужественный, но не мачо, мускулистый, но не агрессивный».
Короче говоря, добродушный крепыш. В салоне нашего экземпляра практически
полный «фарш», а сзади – табличка T6AWD. То есть под капотом установлен
самый мощный бензиновый двигатель (2,9 л/ 272 л.с.).
Вооружившись картой, отправляемся на маршрут. Интересно, что как только
садишься в машину, сразу успокаиваешься и чувствуешь себя уверенно и защищенно.
Традиционно добротное и удобное водительское место позволяет быстро освоиться
и управлять машиной так, как будто ездишь на ней уже не первый день. Привыкнуть
нужно только к «ручнику», который включается ногой, а выключается рукой.
Хорошо, что коробка-автомат позволяет реже им пользоваться. Зато большинство
операций можно выполнять на ходу, не отрывая рук от руля. Там сосредоточены
клавиши управления круиз-контролем, аудиосистемой, навигационной системой
и телефоном (номер, правда, нужно набирать на клавиатуре центральной консоли).
Управление навигацией требует от водителя определенной подготовки, поэтому
на первых порах ею занялся коллега, временно переквалифицировавшийся в
«штурмана». Благо, эту работу упрощает пульт дистанционного управления
«навигационки».
Преодолеваю несколько развязок и выезжаю на автобан. Удивительно, но
4-ступенчатой «умной» АКПП Geartroniс удается обуздать мощный турбомотор,
который так и норовит рвануть машину на старте. Даже при интенсивных разгонах
передачи переключаются очень плавно. Ну а если такой алгоритм не подходит,
можно перейти в ручной режим.
В салоне необычно тихо – шин практически не слышно, шум ветра на скорости
небольшой, никаких вибраций. Если к тому же включить круиз-контроль, на
длинных прямых в таких «тепличных» условиях клонит ко сну. Из расслабленного
состояния меня вывело нечто, начавшее нас обгонять. Посмотрев в окно,
глазам своим не поверил: оказывается, это поезд! Ну уж нет! Нажимаю на
газ – и шестицилиндровый мотор даже на четвертой передаче быстро «загоняет»
XC90 на 170 км/ч. Так же уверенно машина может разогнаться до 210 км/ч.
Дальше не позволяет электронный ограничитель.
Да, мощности и крутящего момента предостаточно. Забегая вперед скажу,
что 5-цилиндровый бензиновый двигатель (2,5 л/ 210 л.с.) также ведет себя
довольно резво. Дело в том, что он комплектуется 5-ступенчатой АКПП, подбор
передаточных чисел которой практически нивелирует разницу в крутящем моменте.
Зато машина с мотором 2,5Т диктует более агрессивный стиль езды.
В стиле кантри
Наконец-то съезжаем с автобана и начинаем петлять по извилистым дорожкам
альпийских предгорий между Женевой и Лозанной. Поразительно, что все дороги есть на карте навигатора – даже совсем узкие, при въезде на которые сомневаешься, поместится ли там машина. А тем временем XC90 охотно преодолевал подъемы, тормозил на спусках и почти без кренов выписывал виражи, поскрипывая резиной.
Средний расход в этом нагруженом режиме, по показаниям бортового компьютера, не такой уж и большой для 2-тонного внедорожника – примерно 16,5 л.
За окнами чередуются прекрасные виноградники и удивительно зеленые луга,
где пасутся коровы, «вырабатывающие» известный молочный шоколад. Просто
идиллия. Вот только по-настоящему проверить машину вне асфальта возможности
не представилось – только съедь с дороги, как воинственные швейцарцы тут
же напомнят про частную собственность. Удалось разве что поездить по бордюрам,
уступая дорогу на узких городских улочках, да попроскакивать широченных
«лежачих полицейских». Но для машины с клиренсом 218 мм, «обутой» в 18-дюймовые
шины, это пустяковое испытание. Внедорожный потенциал по-настоящему мы
сможем оценить после теста Volvo XC90 в Украине уже этой зимой.
А вот для испытаний управляемости и устойчивости условия были академические.
Кроме горных серпантинов, организаторы предложили «лосиный тест» (объезд
неожиданно возникшего препятствия) на специально оборудованной площадке.
Шведы остались довольны результатами – XC90 «победил» журналистов. По
крайней мере, из нашей группы никому не удалось оторвать колеса от дороги
и сорвать автомобиль в откровенный занос. Неусыпная система стабилизации
отменно справилась с задачей. Но при активной езде проявились некоторые
нюансы настроек. Так, на мой взгляд, для горячего драйва не хватает остроты
рулевого управления и более чувствительных тормозов.
Один, которого ждут семеро
Во втором ряду сиденья без проблем вмещают даже высоких пассажиров, а
на креслах третьего ряда свободно разместятся и «дети» ростом около 170
см, причем широкоплечие. Но для этого нужно примерно на 10 см сдвинуть
вперед второй ряд сидений, немного поджав развалившихся там путешественников.
Есть и такой распространенный недостаток дополнительных сидушек: для посадки/высадки
на галерку нужна сноровка. Зато эти места оборудованы подголовниками,
трехточечныим ремнями безопасности с преднатяжителями, собственными дефлекторами обдува, регулятором вентилятора и управляемым портом для подключения наушников.
Кстати, одна из опций – аудиосистема Dolby Prologic II, вооруженная не
только упоминавшимся портом, а и 13-ю колонками, включая 8-дюймовый сабвуфер мощностью 140 Ватт.
Резюмируя короткое знакомство с Volvo XC90, можно отметить, что этот
энергичный внедорожник по своим функциональным качествам в первую очередь
нацелен на рынок США, но обладает несомненным европейским обаянием и элегантностью.
В первую очередь шведский SUV предназначен для использования хоть и на
любых, но дорогах. Впрочем, он вполне способен доставить своих пассажиров
и «на природу».
|
|
Volvo XC90 |
|
Неваляшка
Несмотря
на то, что новый внедорожник Volvo на 180 мм больше «ростом» полноприводного
универсала XC70, а посадка пассажиров выше на целых 165 мм, его центр
тяжести выше лишь на 89 мм. К тому же XC90 – первый и пока единственный
автомобиль в мире, серийно оснащаемый системой активной безопасности Roll
Stability Control (RSC), которая способна изменять траекторию движения
автомобиля в зависимости от крена кузова.
Гиро-сенсоры отслеживают скорость и угол вращения автомобиля. Обработка
этих данных позволяет определить степень риска опрокидывания. В случае
возникновения критической дорожной ситуации система стабилизации движения
DSTC снижает обороты мотора, а при необходимости подтормаживает одно или
несколько колес до полного восстановления устойчивости. Это придает машине
недостаточную поворачиваемость, соответственно за счет искусственного
уменьшения кривизны поворота уменьшается риск опрокидывания.
Кузов XC90 сделан таким образом, что силовые элементы образовывают жесткий
каркас, защищающий жилое пространство салона. Он изготовлен из специальной
стали, которая в 4-5 раз крепче обычной.
Каждое сиденье оснащено трехточечным ремнем безопасности с преднатяжителем.
Плюс к этому машина снабжена фронтальными боковыми подушками и даже надувными
подушками-занавесками, защищающими головы пассажиров всех трех рядов сидений
от удара о стойки кузова. Самое интересное, что система ROPS открывает
подушки безопасности превентивно, то есть еще до того, как машина опрокинулась,
если авария уже неизбежна.
Еще одно нововведение в Volvo XC90 – система защиты при лобовом столкновении
с легковым автомобилем. Кромка бампера и самого кузова XC90 находится
ниже, чем у обычных SUV, что не дает легковушке «поднырнуть» под крупный
внедорожник.