След «Пакарда»
У многих из нас название Packard ассоциируется с легковыми автомобилями высшего класса, которые весьма уважал «отец народов» Иосиф Сталин и стиль которых старательно копировал в своих лимузинах московский «ЗИС». Но в свое время, до 1923 года, выпускались и грузовики марки Packard, оставившие заметный след в автомобильной истории. |
Американский конструктор
и предприниматель Джеймс Уорд Пакард собрал свой первый легковой автомобиль
в 1899 году. В следующем году специально для выпуска легковушек была организована
фирма Ohio Automobile Company, которая в 1902-м была переименована в Packard
Motor Car Company.
В дни войны и мира
В 1905 году – 100 лет назад – на заводе Packard в Детройте построили
первый грузовик. Это был 1,5-тонный автомобиль с горизонтальным оппозитным
2-цилиндровым мотором в 15 л. с.
Три года спустя в программе предприятия появился 3-тонный грузовик серии
TD. Он был снабжен 4-цилиндровым двигателем мощностью 24 л. с., 3-ступенчатой
коробкой передач и цепным приводом на заднюю ось. Скорость достигала 20
км/ч.
Известность пришла к грузовикам Packard в 1911 году. Один из них, с тремя
тоннами груза, совершил автопробег из Нью-Йорка в Сан-Франциско, т. е.
пересек весь американский континент. Это произошло в автомобильной истории
США! На весь путь понадобилось 46 дней – по тем временам неплохо. Годом
позже грузовик фирмы ALCO, потратил на такой же пробег почти целое лето.
К началу Первой мировой войны линейка коммерческих автомобилей Packard
состояла из моделей грузоподъемностью 2, 3 и 5 т. Кроме того, на шасси
легковых автомобилей выпускались санитарные, почтовые и полицейские машины.
Еще в 1909 году на маневрах американской армии испытывалась «трехтонка»
фирмы Packard с установленной в кузове легкой скорострельной пушкой. А
когда разразилась война, компания начала значительные поставки грузовиков
в вооруженные силы. С 1914 года более 5000 машин грузоподъемностью от
1,5 до 5,0 т были направлены в Англию, Францию и Россию. А в 1917-1918
гг., после вступления в войну США, американская армия приобрела 4856 трехтонных
грузовиков Packard и 60 пятитонных.
В России грузовики Packard имели хорошую репутацию – они считались простыми
и достаточно надежными. Машины, главным образом 3-тонные, успешно применялись
на фронтах. А после окончания Гражданской войны многие из них продолжали
эксплуатироваться в народном хозяйстве. В начале 20-х гг. закупили еще
некоторое количество автомобилей этой марки.
В 1920 году Packard предлагал потребителям пять моделей грузоподъемностью
от 1,5 до 6,5 т. Некоторые шасси с удлиненной базой компания поставляла
кузовным фирмам для изготовления автобусов. В 1922 году на шасси Packard
построили первый троллейбус для города Торонто.
Даешь пневмошины!
В 1917 году в связи с войной резко увеличились грузовые перевозки по
территории США. Железные дороги с ними уже не справлялись, и встал вопрос
о развитии автомобильного грузового сообщения между крупнейшими городами
востока страны. Правительство взялось за дорожное строительство.
Однако проблема состояла не только в дорогах – средние и тяжелые грузовики
тех лет были обуты в сплошные резиновые шины. Поэтому они не могли двигаться
быстрее 20-25 км/ч, а перевозимый груз подвергался сильной тряске.
За дело принялась хорошо известная и ныне фирма Goodyear. Она создала
специальные пневматические шины для тяжелых грузовиков. Но этого было
мало: требовалось еще и убедить транспортные компании, которые относились
к пневматикам скептически, считая их дорогими и ненадежными.
С этой целью в 1917 году фирма Goodyear создала свою транспортную компанию
Wingfoot Express. Был закуплен 5-тонный грузовик Packard, который оснастили
пневматическими шинами. 9 апреля машина, загруженная емкостями с водой
и топливом, воздушным компрессором и запасной резиной, отправилась в дальний
пробег. Маршрут пролегал от фабрики Goodyear в г. Акрон (штат Огайо),
проходил через г. Килингли (штат Коннектикут), где выпускалась ткань для
колес, и заканчивался в г. Бостон (Массачусетс). Общая длина маршрута
составляла 2500 км. Это был первый в истории дальний пробег тяжелого грузовика
на пневмоходу!
К слову сказать, грузовик Packard – участник пробега – был новаторским
еще в одном отношении. Здесь впервые на коммерческом автомобиле реализовали
идею спального места для водителя: позади его сиденья установили полку
для отдыха.
Первая поездка оказалась изнурительной. Дорога была плохой, и машина
часто застревала в грязи по самые ступицы. В довершение всего вышел из
строя мотор, и пришлось три дня ждать новый, а затем два дня его устанавливать.
В итоге путешествие растянулось на 23 дня вместо 7 запланированных. Изучив
уроки этой поездки, компания Goodyear спроектировала новую, более подходящую
резину для грузовиков. Второе путешествие по маршруту прошло успешнее,
а третье оказалось рекордным – заняло всего 5 дней.
На следующий год состоялся еще ряд успешных пробегов, в том числе трансконтинентальный
Бостон – Сан-Франциско. Путь длиной 12500 км был преодолен за 14 дней,
что стало очередным достижением.
Эти пробеги убедительно доказали преимущество пневморезины. Таким образом,
с участием грузовиков Packard был произведен революционный переворот в
дальних автомобильных перевозках.